•  

Сочетание старых имен и имен новых - 500 лет назад на земле Русской.

В традициях каждого народа важной задачей является сохранить имена предков и их принадлежность к конкретным структурам сообщества, в коих они проживали и проживают. Поэтому, в излагаемый гимн имени - ИМЯ (имею я), всегда вносились телесные признаки (особенности), привычки, занимаемые должности, умение что то делать. 

Примерно, на рубеже 500-летней давности, когда новые веяния в управлении государством стали проникать в общество, возникли странные сочетания имен древних, как принято теперь называть - языческих и современных (на тот период) Романо-христианских. Хотя, последние, всего-навсего, имена Европейские, существовавшие до этого, в разных частях Европы и пришедшие сюда с бывшими славянами-наемниками, хорошо себя зарекомендовавшими при разных царствующих домах. (1)

Рассмотрим некоторые имена-прозвища, дающие обширные характеристики деятельности. Еще в 16 веке эти тотемные символы использовались Белыми Князьями на Руси. Большинство из них встречаются в современной научной литературе. 

      

  • Глазастый - подобное прозвище носили те, кто прекрасно видел в темноте. Оно подчеркивало его право быть дозорным в передовых частях рати. Также, это люди, которые при переговорах с послами стояли рядом с Князем и очень тщательно вглядывались в лица этих заморских гостей. Они могли быть стоящими на страже около покоев, шатра княжеского в походе, выполняя роль личной охраны (все перечислять не будем). 

 

  • Дурной - человек, совершающий, в каких то экстремальных ситуациях, совершенно неожиданные поступки. Иногда так вежливо называли людей, которые были сврехъхрабрыми и бесшабашными. Также это могли быть те, кто обладал «дурным глазом».  В данном случае «дурной глаз» - глаз защищающий, в том числе и тех правителей, которым этот человек служил. Современным языком - психологическая защита. 

 

  • Каша - это имя-прозвище широкого употребления в древнем мире. Оно могло относится как к фигуре человека - полной, рыхлой, так и к манере говорить, где понятны не все слова и выговариваются не все буквы. Но, это могла быть и должность старшего кашевара в дружине. Учитывая то, что продукты - всегда огромный дефицит и их не хватало в походе, значение человека на этой должности было наиважнейшим. Он жил девизом: «Найди, Сохрани, Накорми». Соответственно со временем должность эта стала постоянной и выполнялась данным лицом не только в походе, в княжеском выезде, на охоте, но и в покоях  владыки, при ежедневной подаче пищи, при пирах царских. Он мог одаривать той частью подарков, которые относились к съестным припасам. От второго имени «Каша», получаем современную должность-кашевар. Понятие кашевар на окраине - Украине, превращается в термин Кошевой (кашевой), то есть кошевой атаман -  атаман в походе. Позже она превращается в постоянную должность. Он возглавляет конкретную группу людей, которыми не только командует, но и заботится об обеспечении их едой, одеждой, оружием, порохом, пулями и тд. Возвращаясь к истоку второго имени - Каша, мы соприкасаемся с древнейшими фобиями человека - о еде. На этих фобиях , в современном мире, паразитируют крупные продовольственные супермаркеты, выдавая  Вам при входе огромную качалку для покупок. Древнейший комплекс срабатывает и соотношение емкости на колесиках с окружающим изобилием начинает работать: Вы хватаете даже те продукты и вещи, которые в последующем не используете. Именно отсюда исходят традиции усаживать гостей за стол и предлагать, что-то съесть и выпить. Рассмотрим, все это и другое, в последующих материалах альманаха. 

 

  • Косой  - относится к очень распространенным вторичным именам-прозвищам. Реже всего использовалось по прямому назначению, когда человека с косоглазием или с кривым позвоночником называли косым. В стародавние времена, так называли людей, которые владели  или присматривали за землями уходящими за линию горизонта - за большими территориями. Это могла быть местность на которой находился лес, овраги, горы. Поэтому нужно было объезжать территорию, то есть побывать за косогором. Должность смотрящего за землей и тем, что на этой земле посажено и посеется, какие строения есть, животные (дикие и домашние), птица, рыбы в реках, ягода на полянах, вообщем весь экономический потенциал этой местности за таким чиновником-распорядителем числится. Косым могли называть человека неполного, но с большим животом. А большой живот в древности - знак здоровья и благополучия. Только человек обеспеченный мог позволить себе хорошо и качественно питаться, а самое главное, иметь излишки продуктов.  У наших предков, полнота - признак здоровья, худоба обозначала человека хворающего, предрасположенного к заболеваниям (не жилец - не обладающий жизнью). Кстати, пример, Большого косого поля, на котором Сербы потерпели поражение от Турок, теперь это место знаменитое Косово, откуда Албанцы выжили этнических Сербов (бывшая территория Югославии).

 

  • Курля - подобные имена-прозвища: Курля, Курили, Курли, носили те кто в воиске исполнял обязанности лазутчиков. Они очень часто использовали имитацию криков птиц и животных для обозначения собственного местонахождения. Эти крики были очень индивидуальные,  правильное произношение этих звуков, служило паролем, при передаче разведывательной информации. К примеру, прибыл такой лазутчик в лагерь, пришел к Князю или Воеводе, рассказал собранную информацию и соответствующим звуком подтвердил, что он свой. Поэтому мы имеем дело с «криком-шифром». В некоторых случаях, подобные крики могли превратится в боевой клич, конкретного воина или целого отряда. Например, все стрелецкие полки, с момента их образования имели собственный боевой клич, некоторые из них имитировали крик какой-то либо птицы. Когда этот крик воспроизводился целым полком в 500 человек, правильно и профессионально, то эффект в том числе и психологический был ошеломляющим.Этим прозвищем могли назваться люди, сохраняющие казну, некий небольшой общаг, состоящий из денег, различных ценных и просто личных предметов. Сдавали на хранение собственность по самым разным причинам - военный поход, судебная тяжба, дальнее путешествие. В лице такого человека, была представлена камера хранения, на конкретной местности, улице города. За сохранение вещей Курля отвечал собственным имуществом. Были и есть другие трактовки этого второго имени. 

 

  • Лыко - как и у всех других вторых имен, у этого термина самое широкое значение. Это материал для плетения рогожи, лаптей, других изделий. Владельцы больших лесных массивов сдавали участки для «драть лыко», что приносило очень большую прибыль. Такие заготовители в последствии стали носить фамилию - Лыковы. Поэтому лыко, обозначало владеющий большим лесом. Второе имя «Лыко», мог получить человек, проживающий в лесном мосиве - знахарь, ведун, травник, охотник, хранитель леса. Все те, кто непосредственно с лесом связан, в том числе и те, кто по лесным рекам проводил суда или ловил рыбу. Они, живущие в лесу, были близки к духами и божествам чащи, ветра леса, трав лесных, мира грибов и ягод, болот лесных, священных дубов и рощь священных.Такое имя мог получить Толмач - переводчик, человек ведущий переговоры, который знал определенные условия и законы этой местности, города, деревни (практически-юрист, в современной трактовке).Имя такое мог обрести человек, читающий различные тексты и дающий к ним пояснения. Возможно чтение религиозных книг, с последующим пояснением строк и сюжетов. В поздние времена появились поговорки: «Лыко не вяжет» - очень пьяный человек. Но в истином понимании, данная поговорка обозначала время окончания сезонных работ. Говорили: «Кто лыко не вяжет?», что значило конкретный человек ищет работников для выполнения временной работы (работы по сезону). Это важно в понимании, тех огромных территорий и малого количества населения,  на этих бесконечных просторах. Попробуй найди рабочие руки. Поэтому характеристики второго имени, как в данном случае, так и в других примерах, могут иметь большое количество вариантов.

 

  • Нагой - человек из другой местности, никого не знающий в этом городе, ищущий  службу. Он никак не связан родственными и служебными узами с людьми этого места. Нагих брали для того, чтобы говоря современным языком : «Не превращались быстро, в коррупционеров». Холостые, необременные домом и хозяйством, они легко соглашались на различные должности в дали от места проживания. В подавляющем большинстве им не досталось наследства в хозяйстве отца. Часто это представители дворянского сословия. Того дворянского сословия, которое было 500 лет назад. Они только назывались дворянами, но практически ничем не отличались от крестьян. В более позднее время в 17 веке, по окончанию смуты, вокруг Москвы 1000 человек была изпомещечьено. Они стали дворянами. Что это такое представить недолго. Многие ушли обратно на землю своих бывших бояр, крупных землевладельцев. Дворяне не сформировались как класс, не было традиций, законов сословия. И именно такие дворяне - нагие дворяне, представляли огромную ценность для любой местности, где требовалось поставить представителя центральной или региональной власти. Чаще всего, речь шла о выполнении указаний на местах, от имени боярина, владельца данной земли, или воеводы, поставленного центральной властью (часто должности совмещались: «Боярин-воевода»). В нашей истории «одни такие нагие» стали близкими родственниками царя Ивана Грозные Очи. 

 

  • Ноготь - в понимании той эпохи, ноготь символизировал целый перст. Руки самая важная часть в физической деятельности человека. Состоянием рук всегда выражалось принадлежность к конкретному сословию, в том числе и состоянием ногтей. Как был ноготь подрезан, такова была и значимость его владельца. Иногда один из десяти ногтей мог являться печатью к должности человека. Но чаще всего ногтем называли территорию, которой владел человек, если она была маленькой, то соответственно и назвалась размером с ноготь. Также, это могло относиться к короткой родословной отходящей от основной ветви. Прозвище ноготь мог получить человек невысокого роста, но занимающий высокое положение на службе. В древности ноготь-перстъ, мог обозначать межевое место там, где проходила граница территории, поэтому чиновник, следивший за подобным разграничением, мог назваться, ноготь или коготь. 

 

  • Репня - человек, владеющий территорией на которой много водоемов - рек, озер. В тоже время Репня обозначала высокое положение в обществе, уважение окружающих к тому древнему роду, которому принадлежит данный человек. Данным термином, обозначалось возвышение, на котором оглашались различные важные решения и документы. На этом же месте мог быть построен дом - дом на возвышенности. Подобное строение на возвышенности обозначало принадлежность к руководящему сословию. Также это могла быть «приказная изба», где приказы писались или тиражировали писцами, для дальнейшей отправки в регионы, на места. Со временем термин стал использоваться как обозначение - ДРЕВНЕГО ВЫСШЕГО. Это то, что было создано очень давно, но продолжало играть главную роль в жизни общества. Такое прозвище мог получить старший сын в семье, как первенец по мужской линии

 

  • Смола - в древности этим термином, обозначалось привязка чего-то либо к основе. Например: должность - смола, человек руководящий небольшой территорией (деревня, улица) или владелец небольшого надела земли. В древних землях наших пращуров, должность смола  также могла обозначать, человека в посольстве, который отвечал за сохранность официальных документов, за внесение пояснений в эти документы. Должность эта отмечалась большой круглой печатью, носимой на груди. Вносимые изменения в официальные бумаги посольства записывались на отдельных листах и опечатывались смолистой жидкостью, к чему потом прилагалась печать. Смолой назвался человек, который был соглядатаям на воинской или гражданской службах. Он мог подойти к любому, задать ему самые пространные вопросы и получить ответ. Отказать в ответе, не имели права, так как это его прямая обязанность. Если по какой то причине он ответ не получал, то право его было  -  «стражу призвать», выкрикнув девиз «Царское слово и дело». Все окружающие должны были содействовать любым его действиям, иначе сами могли быть подвергнуты задержанию, как пособники врагам. Иногда смолой, язвительно назвали людей, которые всех донимали мелкими ненужными вопросами, тогда ему говорили : «Смола отвяжись». В должности СМОЛА, по обыкновению прибывали «мелкие» дворяне, иногда «дети-боярские» - выходцы из большой дружины. Более знатные люди, считали их несостоявшимися и неудачниками в карьере. Однако, некоторые в самой системе «СМОЛА», достигали богатства и обширнейших прав. Система «СМОЛА» - очень закрытая система. Служившие в этой структуре, принято считать, пережили века и эпохи и многие из них прекрасно существуют в рангах чиновников различного уровня, в наше время, сменив при этом только фамилию и тщательно скрывая свою родословную (получается сплошная «КОНСПИРОЛОГИЯ»). 

 

  • Собака - этот термин, никогда не был ругательными, наносящий оскорбление кому-то либо в отдельности, или целому сословию. Наоборот, подчеркивалось принадлежность и преданность Князю, Великому Государю. В европейской культуре прекрасно известны, псы-рыцари - верой и правдой служащие своему ордену, католической церкви и самому Римскому папе. В нашей Российской истории, нам наиболее известны опричники, прикреплявшие к седлу голову собаки и метлу, что обозначало: «Служим Великому государю Верой и Правдой, как цепные псы и выметающие метлой в государстве всю нечисть», при этом этом следует отметить термин «цепной пес», не собака сидящая на цепи, а тот, кто имеет награду в виде сплетенной «ВЯЗЪ ЧРЕЗЪ ГРУДЪ» (к примеру, навик с цепью, воевода с гривной). Знаменитое выражение «собачий сын» - уважительное выражение, а вот «сукин сын» - оскорбительно.Есть некоторые древние акты, в которых подтверждение преданности, писалось фразой: «И буду предан, как собачий сын» или «И буду предан, как пес во цепи». Последний вариант фразы обозначает: Дай мне  нагрудную ЦЕПЪ-ЗНАКЪ, дающую права.  Я  буду выполнять все уставленные правила на месте службы («на местах»), от имени твоего».Существовали гербовики, где центральным знаком была голова собаки или волка, изображение собаки. Гербовик сопровождался девизом: «Честь, Славу рода бережет». Служили такие кланово-родовые сообщества на самых опасных участках границы, выполняя роль «летучих отрядов». Границы лесо-степи, требовали большого количества закаленных бойцов, способных перехватывать шайки, приходящие с юга, у которых главной задачей  и основным желанием было совершить молниеносный налет, захватить добычу и скрыться обратно в бескрайней степи. Из века в век, формировалась структура и тактика таких закрытых воинский объединений, которые могли насчитывать в своем составе отряды от нескольких десятков человек до сотен профессиональных бойцов. Соответственно, можно представить уровень подготовки данных подразделений. 

 

  • Белый, имя-прозвище избранных. В тоже время, этот термин мог быть использован во всех сословиях нашего древнего государства. При широком использовании к термину «Белый», прибавлялось имя-пояснение, как например : «Белый-теплица». Рассмотрим вариант прозвища для избранных. Отдельный термин «Белый», обозначал: непорочный, служащий «не за страх, а за совесть», преследующий благородную цель, приверженец древней веры. По обыкновению они исповедовали несколько, по их убеждению, постулатов, которые делали службу честной и незапятнанной. Наиболее известный случай нашей истории того периода, Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. Выполнив поставленные перед ними задачи обществом, они удалились от дел ратных и государственных. Что, к сожалению, позволило Романовым на соборе быть избранными на царство. Эти люди не интриганы и не склочники, они честные служащие государства и не способные принимать участие «в подковерных играх». Они носители высокой положительно энергии, которая концентрируется в нужный момент в нужном месте и позволяет совершить невозможные поступки. Наша история знает массу таких героев, которых в древности называли «Белыми-Чистыми». Этот термин второго имени присваивали народом, обществом. Такое имя назначить, номенклатурно, не возможно. Примером назначенного имени и является двойной вариант, «Белый-теплица».Также существуют следующие известные варианты: «Белый - Вороной», «Белый-скрадница», «Белый-размаха», «Белый-туряк», «Белый-Верха», «Белый-конь», «Белый-река», «Белый-врата», «Белый -шулдак», «Белый-махра», «Белый-залупа», «Белый-борок», «Белый-стряга» и тд. 

 

  • Стрига - редко употребляемое второе имя. Принадлежность данного термина больше свойственна мистическому миру. Стрига, живущий отдельно, вне коллектива, соблюдающий собственные законы и особые традиции. Стрига мог быть человек, который ведет себя странным образом, в неординарных ситуациях. Когда называли - Стрига, подразумевали, что человек, связан с потустороннем миром. Говорили:« С чертом знается», «Силу невнятную знает» или «Скребется по ту строну», «Вещается с теми», «Стрелу за пазухой носит», иначе «человек с чертовщиной». В нетрадиционном (волшебном) цехе и в наше время существуют действия стригования. Когда-то в древности стригование разделилось на христианское религиозное течение - Стригольники и носители культа «Стригла». Последние пошли по пути развития военно-христианских сообществ, объединенных идей движения на Восток за Уральские горы. Они выступали носителями истинной христианской веры и не принимали новые веяния в русской православной церкви (отчасти, эпоха никоновского раскола). Также «стрига», человек, ушедший из семейного сообщества, желающий жить самостоятельно, подчиняясь всем законам той службы  на которую он поступил. Обычно различия между ратной и гражданской  службой, такие люди не делали. Они были сторонниками привнесения собственных закнов  в любую деятельность. Многие дьяки   гражданской, а не религиозной службы, сторонники подобных уставов. Написанные ими уставы всегда короткие и конкретные (это как книга Суворова «Наука Побеждать», созданная по принципу «Мало да Верно»). 

 

  • Телепень - двигающийся во всех направлениях. Телепаться - совершать резкие рывки. Проявлять способности во всяком роде деятельности, то что теперь называется делитантизмом - поверхностные, хорошие знания о всем. Способность обслуживать самые различные структуры. У него для всех  есть самый разный товар, самая разная информация. Телепень - Теля - Телечно - участвует во всех изменениях и дополнениях о чем бы они не были. В тоже время никогда не стремятся закрепится в какой-то государственной или коммерческой структуре. Телеп - человек, способный приехать на новое место и очень хорошо там адаптироваться - устроится. Такие люди всегда были удобны в роли неофициальных послов. Их просили частно - огульно, передать устно, ту или иную конфиденциальную информацию. Также Телепень - младший ученик в какой-то либо закрытой структуре. Травники-Ворожеи всегда имели несколько таких постоянных учеников, которые обучались у них с некоторой периодичностью. Их частые уходы от учителя были вызваны тем, что нужно было донести кому-то, какую-то информацию. Переходя от места к месту, в нужном направлении, они параллельно собирали новые новости, которые могли быть подтверждением того главного, ради чего их отправили в путь. Путешествуя от места к месту, они попутно обучались новым ремеслам, которые как было сказано знали хорошо, но поверхностно. Это вводило, Телепень в новый круг знакомых. Важной особенностью было то, что они никогда не записывали информацию, а очень подробно ее запоминали. Людьми они были грамотными и по прибытию на место все письменно излагали в виде доклада. Иногда можно было определить принадлежность к Телепень по тайному знаку носимому на внутренней стороне одежды. Делалось это для того, чтобы в крайнем случае властям можно было предъявить свои полномочия. Знак такой получали они или от власти местной или власти центральной. Часто те у кого они обучались, не знали о наличии у Телепень подобного знака. Функции Телепень, в подавляющем большинстве случаев, были наследственными. Многие в последующем, занимали высокие должности при дворе. 

 

  • Хромой - ударение делается на втрое «о». Никого отношения к хромоте это не имеет. Хромой - Хромый - Хранитель. Ему могли доверять хранение важных документов и их пересылку. Это всегда письменные документы, написанные так называемым прямым текстом, также эти документы назвались «бумаги опасныя». Обязанности эти часто перекликались с обязанностями Телепень. Об этих людях никогда не писали ни в каких официальных документах, поэтому о них практически ничего не известно. Единственное, что можно сказать - это люди военного сословия. 

 

  • Щипа, «Щипа-Зарница», искатели новшеств в любом огнестрельном оружии. Их род деятельности всегда был связан с преступлением закона. «Щипа-Волок» - те, кто старался теоретически, на бумаге изложить перспективные возможности любого нового огнестрельного оружия. Несколько таких бумаг-трактатов, были обнаружены в архивах. На основании изложенного в них материала можно сделать вывод, что составители предпринимали долгое и опасное путешествие в другие земли, в другие страны, получая там информацию не всегда «путем праведным». 

 

  • Щетина (Щатина, Шар-Щатина) - содержащий кабак или придорожное заведение. Сборщик информации от проезжающих мимо. Выбалтывающих различные тайны. Негласно, содержатели подобных питейных и едальных заведений финансово поддерживались местной или центральной властью. Долги их и налоги постоянно покрывались из дополнительно выданных денег.  

 

  • Туреня («Я езжу»), поставщики - маркитанты. Также сборщики информации в пограничных и не спокойных областях государства - казачих станах, торгах. Перекликается с Телепень и Щетина. Они некие провокаторы, которые предлагают подметнные грамоты, запрещенный товар. Тем самым располагая «разбойных людей» к откровенности в разговоре, в действиях. Чаще всего их нанимал «Разбойный приказ». Пользовался их услугами и «Приказ посольский», некоторые другие Приказы. 

 

  • Шаховской - представлен двумя вторыми именами, которые носили два опричника Шаховских, во времна Ивана «Грозные Очи». Это «безродный», «киля». Опишем последнее второе имя «Киля», которое имеет очень большую интерпретацию. Иногда разные описания противоречат друг другу. Рассмотрим, наиболее интересную трактовку. Человек за которым с раннего возраста закрепилась привычка выбирать для себя мощного покровителя. Обычно происходит в том возрасте, когда подростки еще не отдают себе отчет всех совершенных ими поступках. Не важно, говорим мы о нашем времени или о времени 500 летней давности. Именно с самого юного возраста в таких людях обнаруживаются самоанализ к совершенным ими же поступкам и тем поступкам, которые совершают окружающие сверстники и взрослые. Они очень хорошо ориентируются в окружающем мире, особенно если это экстремальные условия. Быстро выбирают сильного покровителя и служат ему педантично. Педантичность не значит преданность. В его четко исполняемой им обязанности вкладывается следующий смысл: «Я служу этому хозяину, потому что он поднимает мой личный статус, за это благодарен ему». Слуга с сознанием «Киля», очень быстро, не имея ранее его, получает это второе прозвище. Если же имя переходит по наследству, значит и ведут себя как родители - выбирая на нужное время, нужного хозяина. Традиционно, сформировался «класс переходящих слуг». Обычно мелко поместные дворяне, пристраивали своих детей (вторых, третьих рожденных) в семьи, которые служили им покровителями ранее. Такая последовательность существовала из поколение в поколение из века в век. Иногда второе имя становилось первым. Киля, обозначает также -  мелкий и по смыслу созвучен названию - «килька». История знает, когда Киля, превращался в Кильку, но это прозвище чаще всего прикреплялось уже ко второму имени. Соответственно получалось Шаховской-Киля-Килька. Конечно, в 18 веке, во времена паспортизации дворянского сословия такие имена-прозвища как Килька, в центральной России убирались, но на окраинах юга Российской империи мы эту фамилию можем встретить до сих пор (юг России, Украина). Хорошо укоренилось это второе имя у тех, кто мирно колонизировал Сибирь и Дальний Восток. Дворяне и казаки, которые ранее бывали в далеких  Сибирских землях,  брали на себя обязанность официально или за деньги провести новых переселенцев в таежный край. Носили они прозвище КИЛЯ, что в дальнейшем было отражено в некоторых официальных документах, которые были обнаружены в Сибири и на Дальнем Востоке России. В связи с этим мы узнаем следующее, профессия проводника опасная, но прибыльная стала наследственной. Семьи имели собственные, достаточно подробные карты местности, которые составлялись, исправлялись и дополнялись ими от похода к походу. Царские сановники охотились за этими картами, так как на них были отмечены места обнаружения полезных ископаемых, рыбные места, места пушнины, а мы прекрасно помним, что пушнина была хорошей разменной монетой в Европе, хотя и носила название - «Рухлядь». Звучит странно для слуха современного человека. Рода Киля (носившие это имя чаще всего не официально) представляли для местной власти серьезную конкуренцию. Были случаи, когда служивые люди обнаруживали рудники в которых шла добыча золота, других ценных металлов. Подобное, совершенно возможно, не только несколько веков назад, но и в наше время, когда существуют аэрофотосъемка, возможности из космоса просмотреть любой участок земного шара. Проводники двигались все дальше и дальше, пока не достигли берегов Берингова пролива. Далее, они перебрались на Американский континент - Аляску, достигли Калифорнии и современного Техаса. Прошло время, земли в Америке перестали принадлежать Российской Империи, но ушедшие Киля остались на этих землях, Судьба многих из них интересна и экзотична. Они смешались с местными аборигенами - индейцами. Соединение огромного жизненного опыта путешественников, искателей полезных ископаемых и знание местности коренными Американцами позволило многим из Киля прочно обосноваться в наиболее перспективных, во всех отношениях, землях. Были и такие, которые продолжили свой путь в глубь американского континента, центральной Америки. Вообщем, нет ничего удивительного, когда старообрядцы разного толка прибыли в Америку в 19-20 веках, они встретились с потомками этих первопроходцев. И те и другие были носителями древней старообрядческой, христианской культуры. В результате этих контактов, разные религиозные ветви старого христианства дополнили друг друга. Это сочетание разных толковании православия очень тщательно скрывается и культивируется только кругом избранных - внутренним кругом общин. Мне пришлось встречаться с двумя старообрядцами из Латинской Америки в 1994 году, которые поведали о таких экзотических  перипетиях и что в результате этого получилось. Приезжали данные эмиссары, посмотреть возможно ли возвращение в Россию последователей такого старообрядчества. Пришли к мнению - нет. Главной причиной было то, что вера христианская на Руси претерпела значительные изменения. Они же видят проявления православия по своему и считают, что современные взгляды на веру навредят уже сложившимся общинам Латинской Америки. Так это или не так, может быть причина в чем то другом. Однако, в одном из рассказов услышанных от них фигурируют Киля, которые пронесли ИСТИННОСТЬ ВЕРЫ, через века и расстояния. Возможно, читателю будет интересен тот факт, что во всей этой древней христианской культуре культ трав, деревьев, животных, окружающей местности играет первейшую роль. Подобное религиозное ответвление христианства существует на русском Севере, где вера основывается «на трех китах» - непосредственно сама религия, особое направление астрологии, травы и минералы. Таким образом, можно проследить через тысячи километров подобие  в религиозных верованиях наших древних предков, понимание ими христианского образа жизни.  

 

  •  Медведица - подобное второе тотемное имя связанно напрямую с астрологией древней Руси. Оно входит в пантеон ОСНОВНЫХ ВОЛШЕБНЫХ ИМЕН. Трудно выделить из огромного поясняющего материала, некоторые основные значения этого имени. Относясь к основному объему тотемных имен, в древнем мире с понятием МЕДВЕДИЦА, люди сталкивались «на каждом шагу». Рассмотрим астрологически-прикладной момент. Сразу следует отметить, что на Руси данный термин никак не связан с созвездиями Большой и Малой медведицы. Медведица - некая сфера, которая с цикличности КОЛО-ГОДА, определяет индивидуальное положительное и отрицательное каждого человека. Опять-таки, невозможно это сравнить с современным пониманием - гороскоп. Цикличность года - действие человека в его естественной жизни и в тоже время, проведение собственных ритуалов в течении КОЛО-ГОДА. Значит, по определению древних мы имеем дело с человеком очень сложной профессии. Выполняя мирские ежедневные функции он, в тоже, время оказывался ЖРЕЦОМ-НАСТАВНИКОМ, для тех кто к нему обращался. В его задачи входило - не только истолковать весь комплекс ритуалов года для пришедшего к нему, но и обучить его тем дополнительным действиям, которые он должен «вкрапить» в основной жизненный ритуал знакомый ему с детства.  Например: Выпадает у человека дата 15 августа, с которой связано у него ритуальное действие - «ПОКЛОНЕНИЕ ПТИЦАМ». Так как он работает на земле, птицы сопровождают его труд. Он, ежедневно, в течении лета, бросает им зерно - однако это общее действие. А вот 15 августа, он обязан принести в жертву семена для скворцов. Они в этом году для энергетики этого человека являются основными «ПТИЦАМИ ТОТЕМАМИ». Для выполнения ритуала нужно выбрать конкретное время - ранее утро, позднее утро, время полного дня, предзакатное время, время раннего заката, время позднего заката, ночь-время. Именно, конкретное время, определяет ЖРЕЦ-НАСТАВНИК-МЕДВЕДИЦА. Конечного для современного человека, даже работающего в аграрной сфере деятельности использующего различные удобрения подобное не всегда играет какую-то роль. Но все же, выйдет современный крестьянин на крыльцо и бросит хлеб птицам, в день начала сева. Так перекликаются древнейшие традиции и современность.Следует обратить внимание, что в самой древне-русской астрологии и Большая и Малая Медведицы, используются как астрологические элементы. Но в данном нашем случае, как сказано выше, это роли не играет. КОЛО-ГОДЪ, самый важный элемент сферы взаимоотношений человека, окружающего его ландшафта и особых энергетический процессов происходящих в той среде, которая окружает человека. Власть придержащая, по разному относилась к этим людям, но все же в большинстве случаев, сама выполняла различные годичные ритуалы, связанные с цикличностью процессов года. Мы и сейчас, приостановимся, когда черная кошка перебежит дорогу, поинтересуемся телевизионным гороскопом, постараемся одеть ту одежду, которая связана с нашим индивидуальным цветом удачи. Самая распространенная подобная традиция, у людей всего земного шара, на утро после пьянки «бросить пить» или ограничить себя в употреблении спиртного. Все это отголоски древней традиции оберегать себя от различных напастей. Все человеческие традиции вращаются вокруг обязательств соблюдать «ЭТИ САМЫЕ ТРАДИЦИИ». Возвращаясь к термину МЕДВЕДИЦА, следует указать его значение в личных взаимоотношениях мужчины и женщины в древнем обществе, в частности, в том мире, который мы называем - Древняя Русь. Самым старым отголоском взаимоотношений двух полов из сохранившихся до наших дней является - «Домострой» Ярослава Мудрого. Там отражены некоторые особенности жизнеуклада семьи. Но сам, этот жизнеуклад, обозначался термином - Медведица. В древних традициях действовало правило: Старшие обучают младших «Семейным Умыслом». В этот огромный устный или письменный трактат всегда входили правила о приготовлениях пищи, о положении  мужа и жены в семье, до времени и позы полового акта при зачатии первого, второго, третьего и последующих детей. Все подобные правила строятся с учетом самых строгих, индивидуальных особенностей человека. Например, наставляющая прекрасно знает особенности молодой девушки, именно она подскажет ей, какая позиция наиболее подходящая для зачатия. Должна ли она созерцать звезды, видеть окружающий ландшафт или землю созерцать. Значение первоэлементов важная составляющая начала половой жизни, начало придаче в цепи энергетических отношений. Не случайно, в первую брачную ночь спальню молодых украшали шкурами конкретных животных, определенными травами, вышивками, оружием, грунтом, различными сельско-хозяйственными принадлежностями (серп клали под кровать молодым, если у матери невесты был только один ребенок, то есть ее дочь, выдаваемая замуж). Подводя некоторый итог, мы должны отметить, что МЕДВЕДИЦА - особо формируемый комплекс взаимоотношений для каждого, индивидуального случая: человека, семейной пары, родового сообщества. 

 

  • Бедра (ударение на последнюю букву). Широта взглядов, восприимчивость всего нового, стремление это новое изучить, внедрить в постоянную жизнь. Больше соотносится с книжными знаниями. Находящееся на этой должности, должен был для князя истолковать необходимость внедрения чего-то нового в повседневную жизнь. Если он это вычитал в каком-то манускрипте, но не знает как это применить, то князь или община могла его командировать для изучения этого новшества в другие земли или он мог отправиться к тому кто знал как это новшество работает. Это некоторый современный аналог рационализатора и изобретателя. Возможность для обмена информации была ограничена расстоянием и временем, поэтому такие люди были цены и необходимы в любом обществе. Разновидностью такого БЕДРА, было ШИЛО. Человек, который занимался конкретным направлением - в пахотном деле, деле ратном, кузнечном, фортификационном, речном, лесном, и тд. Например, были ШИЛО на реках. Что нового в строительстве лодок и кораблей появлялось, ими тщательно излучалось и предлагалось к внедрению у себя дома. 

 

  • Чобот («Ведущие ноги») - значение обуви в древнем мире огромно. Что одето на ногах в том и дойдешь до окрестного места. Сухие ноги-  отсутствие болезней, а по временам древним и сохранение жизни. Как и одежда, обувь всегда носила тотемное значение. Цвет обуви, какими знаками обувь расшита, а также право ношения софъяновую обувь, обозначало статус человека в обществе, его права и обязанности в социальной иерархии. Обувщики были разные. Лапти мог сплести практически каждый человек, хотя и среди лаптеплетельщиков были свои звезды. Лапти носили все. Богатые одевали натуральную плетеную обувь, зная о ее целебных свойствах. Во внутренней части, выкладывались лечебные травы. Все знали о тех рецепторах, которые находятся на подошвах ног. Люди бедные носили лапти, так как ходили в основном пешком на дальние расстояния. Нога меньше уставала. Дороги были кривыми и ухабистыми и на ступню постоянно оказывалось давление за счет неровного грунта, что усиливало кровообращение в ногах (проще - ноги не болели). Если говорить об обуви имущего класса, то каждый старался, вынести ритуальную символику на голенище обуви. Каждый имел представление, хотя бы поверхностное, что это ВЯЗЪ на обуви значит и кто в эти сапоги влез. В древности нельзя было действовать по принципу - продам эти подержанные сапоги. Во - первых, такую обувь никто не купит, на ней чужая символика. Во -вторых, за такую продажу могли жесткого побить, а может быть и убить, на столько серьезное отношение было к обуви. Заказываемая обувь, всегда была «к определенному месту». У обеспеченного человека, каждая пара обуви была для определенного выхода - к начальству, к подчиненным, к встрече равных, на торжище, в храм (если он туда ходил, а он чаще всего ходил туда как в клуб), на рождение, на похороны, к хворобому и т.д.Иначе - 7 пар обуви состоятельный человек всегда имел. Конечно, была и повседневная обувь, чаще всего заменяемая даже богатыми людьми на плетенные лапти (по дому и в сад). Об обуви будет отдельный обширный материал в ближайших изданиях Альманаха. Несколько слов о самих производителях различной обуви, о ритуалах и законах этого профессионального цеха. Мы уже сказали, что производители обуви были различных уровней и течений. Например, когда служители церкви в большинстве своем стали людьми состоятельными и имели возможность заказывать себе качественную обувь, делали они это только «у своих» православных мастеров. Священники следили за тем, чтобы кожу-полуфабрикат, приносили в церковь для освещения, окрапления святой водой. Именно из этого освященного они заказывали себе обувь. Иногда сами они приобретали кожу-полуфабрикат, совершали необходимые религиозные действия и только после этого передавали материал мастеру. Самому же сапожнику, обязательно приходилось проходить целую череду ритуалов в церкви, перед тем как приступить к кроению и исштию обуви для того же священно служителя. Не надо забывать, что в процессе всех подготовительных действии, сапожник жертвовал деньги в церковь и тем самым окупал священнику его же обувь. Если же желающий шить себе правильную обувь был истинным христианином, то ему приходилось оставлять деньги в церкви за освящение, на торжище, где приобретал кожу и у мастера, который изделие шил. Так что, обувь получалась, как мы теперь говорим, - «в три дорого». А если еще и периодически сапожник причащался в церкви, то в сумму готового изделия попадали деньги, которые сапожник оставил в церкви.  

 

  •  Чертенок - обращаю внимание, что в произношении нет буквы «ё», произносится данное имя-прозвище, с ударением на последний слог, букву - «о». В сущности имя-прозвище, состоит из двух частей и между ними можно поставить девис, в виде точки или произносить, как два отдельных слова - «Черт» и «Енок». Термин «Черт», обозначает линию, что-то единое и неделимое, некое постоянное, как например человеческая жизнь, прожитая от зачатия до поминок. То есть, за 9 месяцев до рождения и год после смерти, в результате чего получается, в среднем, добавление по одному солнцевороту в начале и в конце жизни, на этом свете. «Черт» - «Черте», обозначение одного цикла. А циклом может быть, как выше сказано, человеческая жизнь, какой-то важный процесс работы (строительство, поход военный, поход торговый, сев и сбор урожая и т.д.). В наше время существует понятие о роковом состоянии «у последней черты», т.е., окончание какого-то действия. И даже выражение «черт возьми», а «не чёрт возьми», тоже соответствует завершению важного события, играющего в жизни человека значительную роль.Выражение «черт возьми» - возвание к высшим силам, просьба о содействии в важном деле. При этом воззвание это не следствие безисходности человека, а просьба о соучастии, то есть «мы работаем вместе», «ты сочувствует со мной». К сожалению, доморощенные специалисты, от академической науки, уже давно неправильно произносят и трактуют этот термин, в связи с чем, возникает огромная путаница и историческая глупость. Поэтому, давайте более подробно, разберем все, что связано с этим древнейшим и сложнейшим термином. «Енок» обозначает хранение, нахождение, место где что-то спрятано, «положено в схрон». Вообщем термин достаточно широко используемый. Подобная широта может его трактовать, также как отрезок какого-то времени, когда во что-то надо уложиться. Мы обозначаем «конкретное пространство и время», для выполнения важного действия. Действие это, в понимании современного человека, может быть прозаичным, но для древнего предка нашего, подобное могло быть важным, сакральным - рождение животного в хозяйстве, приобретение сельско-хозяйственного орудия, рытье колодца, срубленное дерево для лодки-долбленки и т.д. Потому что каждое деяние сопровождается,  в определенном времени, конкретными ритуалами удачи. Эти ритуалы могут внешне очень примитивными - проезжая на ярмарку, рассыпают зерно на придорожных камнях для птиц, которые в представлении наших предков приносят удачу и сохраняют накопленное. Глядя в небо люди видели, с какой скоростью птицы улетают за горизонт, соответственно они больше знают об окружающем мире, ведь где-то они проводят длинные зимы и каждый год весной возвращаются, принося собой лето, тепло дающее урожай от брошенных в землю зерен. Не мистика ли, все это?!«Енок» - предсказатель бытовых ситуации. К нему приходили, чтобы принять решение, когда отправляться в путь по реке, следует ли  строить дом в этом году и на каком месте это лучше сделать, что лучше посеять на новом поле, надо ли покупать то или иное животное в ближайшее время, масса других вопросов, которые в наше время не являются такими важными для семьи, коллектива. «Енок» гадал на деревянных табличках и предсказывал по облакам, смотрел в воду, дышал в землю. Любое из действий этих «собственное направление». По поводу одной ситуации - одна из форм предсказаний. Действие (гадание) - первая инстанция, и оно самое верное.Часто Енок совершал гадание на «Местах Силы» (зоны геомагнитных  полеи и аномалии), что делало ритуал представительным, так как из поколения в поколение места эти использовались для любых положительных действий. В военом деле широко использовались знания-предсказания таких специалистов, при приобретении и изготовлении оружия, доспехов, лошадиной упряжи, отдельных частей амуниции, лечение ран людеи и животных. Иногда таким образом принималось решение о назначении по старшинству на командные должности разных уровней. Последнее было больше исключением из правил, но подобные случаи были. «Енок» - человек полный, плотный, приземистый, двигающийся не спеша, обстоятельный в действиях, быстро решения не принимает, но в тоже время и не тугодум, ему необходимо для начала узнать все обстоятельства дела и только потом потом, после определенной паузы  он примет решение. Поэтому «Енок» это тот, с кем можно посоветоваться, кому даже если он далеко, ехали за советом. Также человек в администрации, принимающий решения по частным вопросам, «судья от мира» - мировой судья.

 

  • Щука - хитрый, опасный, себе на уме, легко может менять свое мнение и без особых сложностей принимать точку зрения удобную ему, даже если она противоположна. Щукари, охраняющие что-то либо: склад с имуществом, амбар, хранящий казну. Человек материально ответственный. Само изображение щуки, обозначает агрессивную защиту собственности. Также, знак-символ сборщика податей, в некоторых северных районах Руси - России. В каждой деревне, селе, улице города был такой негласный ДЕДЪ-ЩУКА. У него было много функции, одна из них - третейский судья. К нему шли разбирать самые простые бытовые, но спорные вопросы. Когда собиралось «объчество» (круг мужчин данной территории), именно такой ДЕДЪ-ЩУКА открывал собрание, вел его и принимал решение, что страсти накалились и «на сегодня достаточно». Мы продолжим разговор о именах собственно-нарицательных, тотемных, вторых и третьих, в следующих номерах нашего периодического издания. 

 *1  Живейшим примером, может служить полное имя прямого наследника последнего Византийского императора, известного итальянского траги-комика Тото: Его Королевское Высочество Антонио Флавио Гриффо Фокас Непомучено Дукас Комнено Порфирогенито Гальярди де Куртиз Византийский, Герцог Палатинский, Рыцарь Священной Римской империи, Наместник Равеннский, Граф Македонский и Иллирийский, Князь Константинопольский, Киликийский, Фессалийский, Понтийский, Молдавский, Дарданийский, Пелопоннеский, Герцог Кипрский и Эпирский, Герцог и Граф Дривастский и Дураццский.

 

С соблюдением всех древних традиции последние царствующие Романовы, написали свой титул полностью (смотри титул).

Продолжение темы в ежегодных печатных номерах, с практическими рекомендациями, знаками и текстами.