•  

АТРИБУТ СЕЛЬКУПСКОГО ШАМАНА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ МАМОНТА

Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2018. No 3 (42)

А.В. Бауло

Институт археологии и этнографии СО РАН просп. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090 E-mail: bau194@yandex.ru

АТРИБУТ СЕЛЬКУПСКОГО ШАМАНА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ МАМОНТА

Статья посвящена описанию редкого культового атрибута северной группы селькупов — прикла- да известного шамана И.С. Безруких. Он относится к категории кось-ба, коссы (приношение духам) и выполнен в виде сшитых лент ткани, низок бисера и железных фигурок животных. Приклад представ- ляет совокупность разновременных вещей, объединенных в одно целое в 1970-х гг. Особый интерес вызывает белая лента, на которую нашиты фигуры лося и мамонта. Изображения мамонта в изобра- зительном искусстве народов севера Западной Сибири единичны. Приведены основные представления селькупов о мамонте из публикаций Е.Д. Прокофьевой и Г.И. Пелих; использованы неопубликованные материалы экспедиций к селькупам 1970 и 1979 гг. Автором высказано предположение относительно двух нашитых на ленту изображений животных: представлено превращение лося после его смерти в мамонта либо сцена столкновения лося и мамонта. Железные фигуры, входящие в состав приклада, относятся к категории мырак (дух, заключенный в железный предмет). Публикуемый атрибут сель- купского шамана демонстрирует крайне редкий сюжет включения подземного существа — мамонта — в религиозно-обрядовую практику небольшого северного народа.

Летом 2017 г. в г. Салехарде мне удалось ознакомиться с предметами одной частной кол- лекции. Кроме медных колокольчиков XIX в., известных медных блях с кентавром, железной сабли мне показали достаточно необычный атрибут культа северных селькупов. По словам хо- зяина коллекции, эту вещь он купил в 1990-х гг. у одного из родственников известного шамана И.С. Безруких, который проживал в д. Фарково Туруханского района Красноярского края [Сель- купская мифология, 1998, с. 24]. Ряд шаманских предметов, принадлежащих семье Безруких, был приобретен в 1978 г. для Музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока ИИФФ СО АН СССР (ныне ИАЭТ СО РАН) этнографами Г.И. Пелих и И.Н. Гемуевым; в фондах музея сохранились карточки с информацией, записанной ими от В.М. и И.В. Безруких в 1970 и 1978 гг. Описание шаманских атрибутов нескольких поколений шаманов Безруких выполнено Е.Д. Прокофьевой [1949а, с. 342–363] и Г.И. Пелих [1980, с. 20–34].

Публикуемый приклад представляет собой сшитые между собой в «голове» куски и ленты ткани (белого, черного, синего, зеленого, зеленого с белыми цветами, красного в клетку), при- крепленные к ним низки бисера и железные фигурки, обвязанные шнурками. Общая длина при- клада 80 см (рис. 1). Скорее всего, его можно отнести к категории кось-ба, коссы — приноше- ние, подарок духам [Селькупская мифология, 1998, с. 54].

Наибольший интерес вызывают две ленты. На ленту красного в клетку цвета нашиты три птичьих клюва (дикой утки?) и семь кусочков кожи (часть подобных кусочков, видимо, утеряна). При этом клювы пришиты хлопчатобумажными нитками, а кусочки кожи — сухожильными нитя- ми. На широкую белую ленту нашиты фигуры двух животных, относительно горизонта располо- женные по-разному (головой вверх и вниз). Большая фигура (длиной 21 см), скорее всего, изо- бражает мамонта с длинным бивнем (рис. 2); меньшая фигура (длина 19 см) напоминает лося с вытянутой мордой (рис. 3). Бивень мамонта и пасть лося соединены.

Сквозь ленту зеленого цвета продет кожаный ремешок, посредством которого привязана большая железная фигура птицы с выгнутой шеей (длина фигуры 15,5 см). К этому же ремешку привязаны плоское железное кольцо, медный перстень, ожерелье голубых бус, снизка бисера синего, прозрачного, белого, желтого, зеленого цвета; за узкую полоску синей ткани железная фигурка птицы (длиной 11 см) с выгнутой шеей и хвостом в виде длинного заостренного стерж- ня (кончики крыльев и лап птицы, бока и хвост украшены насечками).

Рис. 1. Приклад шамана И.С. Безруких. Fig 1. Attribute of the shaman I.S. Bezrukih.

Рис. 2. Изображение мамонта на шаманском прикладе. Fig 2. Image of a mammoth on the shamanic attribute.

Рис. 3. Изображение лося на шаманском прикладе. Fig. 3. Image of an elk on the shamanic attribute.

А.В. Бауло

К куску ткани черного цвета пришиты узкие полоски ткани: две светлого и четыре черного цвета. Одной светлой полоской обвязана стилизованная двухголовая фигурка птицы (длина 8 см), второй светлой полоской и одной черной полоской ткани обвязаны две фигурки животных (длиной 9,5 и 8,5 см): их отличают выгнутые шеи и хвосты, небольшие головки с ушками; лапки подогнуты под туловища.

Приклад представляет собой совокупность разновременных вещей, объединенных в одно целое предположительно в 1970-х гг. (ориентируюсь на самую позднюю деталь — голубое оже- релье); к наиболее ранним вещам относятся железные фигурки и медный перстень, нижняя временная граница которых может доходить до второй половины — конца XIX в. Нашитые фи- гуры животных (мамонта и лося) могли быть выполнены в 1950–1960-х гг.

Тема мамонта в мифологии и изобразительном искусстве народов Севера Западной Сиби- ри имеет достаточно ограниченный круг источников и публикаций. Наиболее полный и извест- ный цикл статей, посвященных этому феномену, был опубликован в 1949 г. в сборнике Музея антропологии и этнографии; характерно, что статья Е.Д. Прокофьевой «Мамонт по представле- ниям селькупов» занимает меньше одной печатной страницы [1949b, с. 159]. Согласно ее мате- риалам, в основном собранным у представителей северной группы селькупов, мамонт охранял вход в подземный мир, в «землю покойников»: его называли «покойников землю охраняющий ма- монт». В ряде случаев образ подземного мамонта сливался с образом медведя (мамонт-медведь), поскольку последний был главным духом подземного мира. Известен был также образ мамонта- щуки — гигантской рыбы, покрытой выросшим от старости мхом, которая могла даже «съесть» че- ловека. Мамонты-щуки обычно жили в так называемых чертовых озерах (лозыль-то). Духом- помощником мамонта считалась выдра; шаманы нередко называли выдру мамонтом [Там же].

В статье, посвященной костюму селькупского шамана, Е.Д. Прокофьевой приведен схема- тичный рисунок шаманского нагрудника М. Безруких, внизу которого «имеется изображение ма- монта кошар»1. Селькупы верили, что мамонт живет в «подземном мире» и является могучим покровителем шамана [Прокофьева, 1949а, с. 358].

Краткие сведения о мамонтах собраны у северных селькупов Г.И. Пелих. Один из ее ин- форматоров, Н.И. Чекурмин (д. Фарково), рассказывал: «На небе есть такой, как мамонт. Зверь такой, а не человек. Как медведь ревет. Это туча черная идет. Там есть у него и стрелы, и вся- кое. Я одна большой видел, одна маленький» [ТЭЭ, 1970, т. 8, л. 41].

Калага — подземное чудовище смешанной породы, «щука-мамонт»; он в земле живет, «землю поднимает» [Селькупская мифология, 1998, с. 33, 34]. Железное изображение калаги закреплено кожаным шнурком на лицевой стороне лопатки к бубну2, которая была получена от А.И. Чекурмина (бассейн р. Таз, Чертово озеро; экспедиция ИИФФ СО АН СССР 1979 г., участ- ники Г.И. Пелих, И.Н. Гемуев, А.В. Бауло). Рисунок лопатки опубликован [Там же, с. 34].

На шаманском прикладе И.С. Безруких изображение мамонта выполнено из куска ткани темной окраски, в этом плане важно замечание Г.И. Пелих о том, что в селькупской шаманской символике большое значение имеет цвет предмета-приклада тому или иному духу. «Черной краской — это черт, который в земле живет» [Пелих, 1980, с. 16].

Нарымские селькупы различали два вида мамонтов: сурп-козар ‘зверь-мамонт’ и кволи-ко- зар ‘рыба-мамонт’. Первый походил на лося, который, дожив до старости, превращался в ма- монта, при этом вместо рогов у него вырастали клыки; сурп-козар был способен жить как на су- ше, так и под водой. Кволи-козар своим видом напоминал огромных размеров щуку. Селькупы, проживавшие в бассейне р. Парабели, считали мамонта своим предком [Иванов, 1949, с. 136]. Полагали, что мамонта, живущего под землей, можно добыть, выстрелив стрелой-томаром в очаг. Добыв таким способом мамонта, кормили им черта [Мифология селькупов, 2004, с. 151, 154]. Таким образом, относительно двух нашитых на ленту изображений можно высказать предположение, что здесь либо представлено превращение лося после его смерти в мамонта, либо это некое столкновение лося и мамонта.

Железные фигуры, которые присутствуют на большинстве известных шаманских костюмов селькупов, скорее всего, относятся к категории мырак: это дух, заключенный в какой-либо железный предмет [Селькупская мифология, 1998, с. 69]. Известно, например, что железная фигурка лебедя приносилась в жертву духу при заболевании члена семьи или при другом каком-либо несчастье с целью умилостивления духа [Иванов, 1970, с. 123]. По словам одного из информаторов Г.И. Пелих, Д.П. Кусамина (д. Фарково): «Мырак — у каждого свой мырак, глухарь может быть. У меня лебедь и орел. Орел с не гнутой шеей, лебедь с гнутой шеей» [ТЭЭ, 1970, т. 9, л. 38].

К сожалению, мы не владеем информацией о том, какую роль играли изображения мамон- та, лося, птиц и животных в верованиях И.С. Безруких, однако в любом случае перед нами — уникальный культовый атрибут селькупского шамана, демонстрирующий крайне редкий сюжет включения подземного существа — мамонта — в религиозно-обрядовую практику небольшого северного народа.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Иванов С.В. Мамонт в искусстве народов Сибири // СМАЭ. М.; Л., 1949. Т. 11. С. 133–153.
Иванов С.В. Скульптура народов Севера Сибири XIX — пер. пол. XX вв. Л.: Наука, 1970. 296 с. Мифология селькупов / Н.А. Тучкова, А.И. Кузнецова, О.А. Казакевич, А.А. Ким-Малони, С.В. Глушков,

А.В. Байдак Томск: Изд-во ТГУ, 2004. 382 с.
Пелих Г.И. Материалы по селькупскому шаманству // Этнография Северной Азии. Новосибирск: Нау-

ка, 1980. С. 5–70
Прокофьева Е.Д. Мамонт по представлениям селькупов // СМАЭ. М; Л., 1949а. Т. 11. С. 159. Прокофьева Е.Д. Костюм селькупского (остяко-самоедского) шамана // СМАЭ. М., Л., 1949b. Т. 11.

С. 335–375.
Селькупская мифология / Сост. Г.И. Пелих. Томск: Изд-во ТГУ, 1998. 79 с.

Источники

ТЭЭ — Тетради Томской этнографической экспедиции 1970 г.

Institute of Archaeology and Ethnography of Siberian Branch RAS prosp. Akad. Lavrentieva, 17, Novosibirsk, 630090, Russian Federation E-mail: bau194@yandex.ru

A SELKUP SHAMAN'S ATTRIBUTE WITH A MAMMOTH IMAGE

The article describes an attribute of a Selkup shaman — a trimmed garment, which is kept in a private collec- tion in Salekhard (the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug). The shamanic garment was purchased from the rela- tives of I.S. Bezrukikh, a famous shaman, who had lived in the village of Farkovo, Turukhansk district, Kras- noyarsk Territory. The trimming on the garment is made of fabric pieces, bead strings and some iron figures tied with laces. The total length of the trimming is 80 cm. Three bird beaks (possibly of wild ducks) and seven pieces of skin are sewn on a red ribbon. Figures of two animals — a mammoth with a long tusk and a moose with an elongated muzzle — are sewn on a white ribbon. The mammoth tusk and the moose mouth are connected. The trimming is made of things produced at different times and combined in one unit presumably in the 1970s. The iron figures and a copper ring are the earliest items, which can be dated the second half or the end of the 19th century. The animal figures (a mammoth and a moose) sewn on a ribbon must have been produced in the 1950s or 1960s. The article describes main Selkup beliefs related to mammoths using data from publications by E.D. Prokofieva and G.I. Pelikh, as well as from unpublished materials reporting the 1970 and 1979 expeditions to the Selkups. According to E.D. Prokofieva, a mammoth was believed to protect the entrance to the underground world, to the «land of the dead». Sometimes the image of an underground mammoth would merge with that of a bear (a mammoth-bear), or even with a pike (a mammoth-pike). The Narym Selkups distinguished two kinds of mammoths: sourp-kozar (a beast mammoth) and kvoli-kozar (a fish mammoth). The former looked like a moose, who would turn into a mammoth as soon as it got old, with tusks starting to grow instead of its horns in the proc- ess of transformation. The latter resembled a huge pike. As far as the two images sewn on a ribbon are con- cerned, they are supposed to depict either the transformation of a moose into a mammoth after its death, or a kind of confrontation between a moose and a mammoth. Iron figures that are present on most of the known Selkup shamanic costumes most likely belong to the category of myrak, a spirit enclosed in an iron object. It is known that an iron figure of a swan used to be sacrificed to the spirit when a family member was ill or when some other misfortunes had occurred, with the purpose of conciliating the spirit. Unfortunately, we lack information about the role played by the images of a mammoth, a moose, birds and other animals in the beliefs of I.S. Bez- rukikh. In any case, the investigated artefact is a unique cult attribute of a Selkup shaman, which demonstrates an extremely rare plot of including an underground creature — the mammoth — into the religious ritual practices of a small northern people.

Key words: shaman, mammoth, moose, religion, cult, peoples of North-West Siberia.

DOI: 10.20874/2071-0437-2018-42-3-128-132
131

A.V. Baulo

А.В. Бауло

REFERENCES

Ivanov S.V. (1949). Mammoth in the art of Siberian peoples. Sbornik Muzeia antropologii i etnografii, 11, 133–153.

Ivanov S.V. (1970). Sculpture of peoples of the Siberian North in the XIX — first half of the XX century, Le- ningrad: Nauka, 296 p.

Pelikh G.I. (1980). Materials on Selkup shamanism. Etnografiia Severnoi Azii, Novosibirsk: Nauka, 5–70. Pelikh G.I. (1998). Selkup mythology, Tomsk: Izd-vo TGU, 79 p.
Prokof'yeva E.D. (1949a). Mammoth within the Selkup beliefs. Sbornik Muzeia antropologii I etnografii, 11,

p. 159.
Prokof'yeva E.D. (1949b). The costume of a Selkup (Ostyak Samoyed) shaman. Sbornik Muzeia antropologii

i etnografii, 11, 335–375.
Tuchkova N.A., Kuznetsova A.I., Kazakevich O.A., Kim-Maloni A.A., Glushkov S.V., Baydak A.V. (2004).

Selkup mythology, Tomsk: Izd-vo TGU, 382 р.