•  

НОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ МУРЗ КУЛЬМАМЕТЕВЫХ

 

Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2018. No 1 (40)
Г.Х. Самигулов, З.А. Тычинских

Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет) просп. Ленина, 76, Челябинск, 454080 E-mail: gayas_@mail.ru Тобольcкая комплексная научная станция УрО РАН ул. Акад. Осипова, 15, Тобольск, 626152 E-mail: zaituna.09@mail.ru

НОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ МУРЗ КУЛЬМАМЕТЕВЫХ

Одним из значимых в истории сибирских татар является клан сибирских мурз Кульмамете- вых, поскольку со второй половины XVII в. и до первой трети XIX в. представители этой семьи занимали должности голов служилых и ясачных тобольских татар, а фактически на протяжении длительного исторического периода осуществляли руководство значительным числом абори- генного населения. К истории этого известного рода обращались многие исследователи, и в настоящее время по нему накоплен довольно значительный материал [Бахрушин, 1955; Рабце- вич, 1982, 1985; Валеев, 1993; Тычинских, 1998, 2007, 2010, 2012; Белич, 2009; Самигулов, 2014, 2015; Бакиева, 2015].

Одним из первых о представителях рода Кульмаметевых — Авазбакее и Сабанаке писал С.В. Бахрушин в работе «Сибирские служилые татары в XVII в.», в которой рассмотрен ранний период формирования служилого татарского сословия в рамках российской государственности. Исследователем выявлена преемственная связь категории служилых татар, в том числе Куль- маметевых, с феодальной элитой Сибирского ханства — «кучумовыми беками и мурзами». Ро- доначальником клана Кульмаметевых С.В. Бахрушин называет князя Бегиша [1955, с. 163–164].

Некоторые моменты истории мурз Кульмаметевых затрагивал Ф.Т. Валеев. Рассматривая структуру административного управления сибирскими татарами, среди волостных старшин Ф.Т. Валеев выделяет «жалованного старшину» Авазбакея Кульмаметева. Обратив внимание на то, что Кульмаметевы были крупными землевладельцами, исследователь достаточно под- робно останавливается на вопросе о земельных приобретениях и тяжбах рода в течение XVII– XIX вв. [Валеев, 1993, с. 58–59].

В.В. Рабцевич в работе «Неопубликованные записи обычного права сибирских народов по- следней четверти XVIII — первой половины XIX вв.», рассматривая рукописные документы, храня- щиеся в фондах ТИАМЗ, в составлении которых принимали участие головы служилых и ясачных татар Сабанак и Рахматулла Кульмаметевы, наглядно показала, что начиная со времени присое- динения края аборигенное население Сибири, в том числе сибирские татары, подчинялось тради- ционно сложившейся системе управления, умело использовавшейся царским правительством. Как отмечает исследователь, верхушка нерусского населения часто выступала в качестве низового бесплатного звена управления [Рабцевич, 1982, с. 134]. Данный вывод наглядно подтверждается на примере ситуации с сибирскими татарами.

В наших работах рассмотрена история рода Кульмаметевых в течение XVII–XIX вв., начи- ная с легендарного родоначальника «Большого князя Бегиша», показана важная роль служи- лых татар Кульмаметевых в процессах этнокультурного и исторического развития служилого татарского сословия в указанный период, их деятельность в должности голов служилых и ясач- ных татар в Сибири, представлена родословная Кульмаметевых с конца XVI по начало XIX в. [Тычинских, 1998, 2007, 2010, 2012; Самигулов, 2014, 2015].

В последнее время появились работы тюменских исследователей И.В. Белича и Г.Т. Ба- киевой, которые вносят свою лепту в рассмотрение истории этого известного рода [Белич, 2009; Бакиева, 2015]. В своих работах И.В. Белич и Г.Т. Бакиева оспаривают ряд моментов по истории рода Кульмаметевых, которые, на наш взгляд, являются ключевыми не только для ис- тории конкретного рода, но и для понимания в целом истории сибирских служилых татар. К ним можно отнести вопрос о происхождении рода Кульмаметевых от князя Бегиша периода Сибир- ского ханства, о статусе и роде деятельности предков Кульмаметевых, в конце XVII в. ставших головами служилых татар, о месте их проживания и др. На анализе выводов авторов по некото- рым значимым моментам истории мурз Кульмаметевых остановимся ниже.

Целью нашего исследования является введение в научный оборот новых источников и данных по истории рода Кульмаметевых. Также в рамках предлагаемой статьи коснемся ряда важных вопросов, связанных с историей Кульмаметевых XVII–XVIII вв., информация о которых содержится в выявленных делах и подтверждает некоторые выводы, сделанные авторами на- стоящей статьи ранее.

Из ранее опубликованных работ известно, что источники по истории этого рода хранятся в центральных и региональных архивах, включая Российский государственный исторический ар- хив, Российский государственный архив древних актов, Государственный архив в г. Тобольске, архив Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника и др. Неожиданно целый пласт материалов по истории рода Кульмаметевых был обнаружен нами в Государственном архиве Пермского края (далее — ГАПК). Данный комплекс документов можно назвать уникальным: он включает в себя информацию о земельных владениях, родословной, краткие сведения о служ- бе представителей рода с 1680-х до 1790-х гг. Пакет документов был сформирован в связи с направленным в декабре 1789 г. на высочайшее имя прошением «мурзы Сабанака Авазбакеева сына Кульмаметева» о награждении его самого, его братьев, сыновей и племянников очеред- ными воинскими чинами.

Должность генерал-губернатора (наместника) Пермского и Тобольского в этот период ис- правлял Евгений Петрович Кашкин, «резиденция» которого находилась в Перми. В связи с этим прошение было переслано в Пермь, в канцелярию генерал-губернатора Пермского и Тоболь- ского, с приложенными к нему документами. Затем, по требованию канцелярии генерал- губернатора, были направлены дополнительные сведения, в том числе информация о пожало- ваниях предкам семьи Кульмаметевых и об их владениях. И все это отложилось в виде отдель- ного дела в фонде «Пермское наместническое правление» (Ф. 316).

Другой комплекс источников отложился в Российском государственном архиве древних ак- тов: это «Книги именных тобольским служилым людям и ружникам и оброчникам и юртовским служилым татарам с хлебными и соляными оклады» (Ф. 214), где отразился один из ранних этапов истории мурз Кульмаметевых.

Материалы Пермского архива содержат копии с документов (в том числе переписных книг Льва Поскочина) начиная с 1680-х гг., но в них представлена также информация, относящаяся к более раннему времени. Примечательно, что в документах содержится апелляция к службе Авазбакея Кульмаметева и практически не упоминаются заслуги его отца. Объясняется это, видимо, тем об- стоятельством, что документов о поощрениях Кульмамета Бегишева в семье не сохранилось. Бо- лее того, и о службе Авазбакея (Азбакея, Авезбакея)2 в упомянутом деле говорится лишь с 1692 г., т.е. с момента назначения его головой тобольских служилых и захребетных татар.

В деле содержатся данные о земельных владениях Авазбакея Кульмаметева из перепис- ных книг Льва Поскочина, сохранившиеся в виде выписки в более позднем указе Иоанна и Пет- ра Алексеевичей. Очевидно, это была та часть переписных книг, где учитывались татарские вотчины. Выписка из этой части переписных книг Поскочина имеется также в документах дела о праве на земли по речке Ичкин семьи (клана) Сейдяшевых.

Помимо сведений об угодьях Авазбакея дело включает разнообразную информацию, кото- рая, несомненно, очень важна для дальнейшего изучения истории рода Кульмаметевых и в це- лом служилых татар Западной Сибири.

В челобитной на имя Иоанна и Петра Алексеевичей, поданной в 7203 г. (1694–1695 гг.), указы- валось, что служат «Азбакей лет с пятьдесят и больше, а Сабанак лет с тритцать и больше» [ГАПК, ф. 314, оп. 1, д. 109, л. 66 об.]. Следовательно, служба Авазбакея Кульмаметева началась около 1640-х гг. В качестве родового гнезда Кульмаметевых, видимо, выступала «деревня Носовская» на р. Иртыше, землями которой Авазбакей владел вместе «з братом Сейдашем», и именно эта дерев- ня в выписке из переписных книг Льва Поскочина фигурирует как первоначальная, можно сказать «исходная» [Там же, л. 67]. В деле есть еще одно, косвенное, подтверждение того, что Авазбакей в 1640-х гг. был уже дееспособным человеком и жил, видимо, там же, в Носовских юртах: сенными покосами на Саусканской луке он владел с 7152 г. (1644 г.), купив их у сына боярского Ивана Алек- сандрова [ГАПК, ф. 314, оп. 1, д. 109, л. 68]. Причем в тексте выписки из переписных книг Поскочина относительно деревни Носовской нет никаких указаний на покупку этой деревни/земель. Можно предположить, что Носовская с относящимися к ней землями была наследственной вотчиной, дос- тавшейся Авазбакею и Сейдяшу от отца Кульмамета.

Те земли, что позже были известны как деревня Сабанакова, точнее, две деревни Сабанаковы [Сибирь..., 1996, с. 76], скорее всего, являются двумя частями деревни Носовской. Название Но- совская, наряду с другим названием — юрты Сабанаковские, сохранялось за деревней вплоть до начала ХХ в.

Отдельно следует коснуться деревни Авазбакеевой и относящихся к ней угодий по р. Тоболу ниже устья р. Исети. Как писал в челобитной Авазбакей Кульмаметев, эти земли уступили ему «тю- менские служилые и ясашные татаровя Шугур Матмасов с товарищи»; упоминается в документе также ясачный татарин Иртычко Чюрин. По словам Кульмаметева, указанные угодья были записа- ны за ним в книгах писца Льва Поскочина [ГАПК, ф. 314, оп. 1, д. 109, л. 72]. Таким образом, полу- чил он эти земли, самое позднее, в начале 1680-х гг.4 В настоящее время жители юрт Авазбакеев- ских вспоминают лишь о легендарном основателе деревни — Авазбакее, по имени которого и на- звана деревня [ПМА, 2012].

Одной из важных составляющих пермского документа является «Поколенная роспись» Кульмаметевых, ведущая начало от «мурзы Авазбакея Кульмаметева». Она позволяет уточ- нить некоторые моменты родословной, касающиеся XVIII в. Так, согласно «Росписи», у мурзы Авазбакея Кульмаметева было пятеро сыновей — Назар, Мурзат, Сабанак, Маметмурат и Хо- цамшукур. Один из них, Сабанак, указан головой, а еще один из сыновей, Хоцамшукур,— аху- ном. У Сабанака также, согласно «Росписи», было пятеро сыновей — Ниматула(й), Назар, Ша- фи, Суюцбака и Авазбакей. Трое из них в разное время служили головами. Три сына было у Ниматулая, один из которых также служил головой. У брата Ниматулая — Авазбакея было 14 сыновей, среди которых — составитель «Росписи» голова 1-го класса Сабанак Кульмаметев; брат же его занимал должность головы 2-го класса [ГАПК, ф. 314, оп. 1, д. 109, л. 82].

Несколько подробнее хотелось бы остановиться на сыне Авазбакея Кульмаметева, кото- рый назван в «Росписи» ахуном (ахун, ахунд — мусульманский богослов, ученый, главное ду- ховное лицо, специалист по мусульманскому праву, имеющий право выносить судебные реше- ния и издавать религиозно-правовые предписания). С этим сыном Авазбакея связана история обнаружения пленным шведским офицером Ф.И. Таббертом-Страленбергом в Тобольске спи- ска исторической хроники Абул-Гази «Родословная тюрок». Рукопись, согласно приводимому А.К. Бустановым отрывку из дневника Табберта-Страленберга, принадлежала «главному свя- щеннику Агуну Азбакеевичу» [2013, с. 17]. А.К. Бустанов называет его «другом мирзы Сабана- каи и пленного шведского офицера Табберта-Страленберга» и приводит его имя — Хваджам-Шукур б. Аввас-Бакы. Далее он сообщает, что Хваджам-Шукур б. Аввас-Бакы был учеником йа- савийского шейха, через посредство которого, видимо, и получил список рукописи [Там же, с. 18]. Через десять лет, в 1734 г., историк Г.Ф. Миллер сообщает, что видел рукопись в То- больске у «одного бухарца духовного звания», возможно у того же ахуна [1999, с. 192]. Таким образом, пермская «Роспись» позволяет утверждать, что Хоцамшукур, или Хваджам-Шукур б. Аввас-Бакы, «Агун Азбакеевич» — главное духовное лицо Тобольска приходился родным бра- том голове тобольских служилых татар Сабанаку Кульмаметеву.

Данное обстоятельство подтверждает наш вывод, что Кульмаметевы стремились сосредо- точить в своих руках как светскую, так и духовную власть над татарским населением. В связи с этим не случайно во второй половине XVIII в. на имя бывшего головы мурзы Авазбакея Куль- маметева и ахуна Абтигарима Тацимова, а также головы Сабанака Кульмаметева приходит вы- сочайшее предписание о том, что дела по «махометанскому закону... препоручены в единст- венное их ведение» [РО ТИАМЗ, No 12864, л. 3]. В нем также должны были быть «по духовным делам в послушании» состоящие «в том махометанском законе» татары Тарского, Томского, Тюменского и Верхотурского ведомств. «По смерти помянутых головы Кульмаметева и агуна Тацимова те законные дела разбирательством случаи по их махометанскому закону и духовных чинов поныне головою Сабанаком Кульмаметевым производятся» [Там же].

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что руководство делами «по махометан- скому закону» было поручено сначала совместно с ахуном Тацимовым не духовным лицам, а голове служилых татар Авазбакею Кульмаметеву и его сыну Сабанаку. Уже во второй половине XVIII в. этими делами занимался единолично татарский голова Сабанак Кульмаметев. Однако, как известно, Аптигарим Тацимов, который назывался в г. Тобольске ахуном, главным лицом духовной иерархии татар в Сибири [Юшков, 1861, с. 299], Г.Ф. Миллером называется также родственником Сабанака Кульмаметева. С другой стороны, нельзя не учитывать тот факт, что «суд и расправа» как над служилыми, так и над ясачными татарами, которые были в ведении татарского головы, основывались на «махометанском законе» [Сибирь XVIII в. ..., 1996]. Види- мо, на какое-то время в руках Сабанака Кульмаметева (второго) сосредоточилась как светская, так и религиозная власть. Следует заметить, что это было не случайно. Кульмаметевы, будучи головами служилых татар, играли значимую роль в сохранении ислама и его позиций. Обладая большой властью над местным населением и серьезным влиянием на политику местной вла- сти, они противодействовали политике христианизации [Огрызко, 1941, с. 27]. Думается, благо- даря их активной деятельности служилые татары оставались мусульманами на протяжении всего периода существования данной этносословной группы.

Пермская «Поколенная роспись» позволила пролить свет на еще одну страницу истории мурз Кульмаметевых. В своих работах мы высказывали предположение, что под знаменитой могильной плитой с Ханского кладбища могли лежать представители известного рода сибир- ских мурз Кульмаметевых [Тычинских, 2010, с. 231]. По эпитафии, под этим камнем был погре- бен «в тысяча восемьдесят четвертом году [(1673–1674 гг.)]... Мирза Бакай, (который) из стра- ны бренности в страну вечности переселился...», а в «тысяча сто двенадцатом году [(1700– 1701 гг.)]... Мухаммед-Мурад, сын Гавваза Бакыя переселился из страны бренности в страну вечности». То есть, под этой плитой похоронены два сына Гаввас-Бакия. Возвращаясь к «Рос- писи», видим, что в ней указываются пять сыновей головы тобольских служилых татар Авазба- кея Кульмаметева, жившего в XVII в.: Назар, Мурзат, Сабанак, Маметмурат и Хоцамшукур [ГАПК, ф. 314, оп. 1, д. 109, л. 82]. В связи с тем что ни у одного из них, кроме Сабанака, не ука- заны дети, можем предположить, что они умерли достаточно рано. Имя Маметмурат Авас(з)бакеев (Кульмаметев) встречается в окладных книгах денежного жалованья в 1689/90 г. [РГАДА, ф. 214, оп. 1, кн. 919, л. 238]. В более позднее время — в XVIII в. имена Мурзата, Ма- метмурата и Назара не фигурируют, в отличие от братьев — Сабанака и Хоцамшукура, играв- ших заметную роль в жизни Тобольска и региона. Один из самых известных представителей рода, Сабанак, после смерти отца Авазбакея в 1698 г. становится головой служилых татар 1-го класса. Именно при нем род Кульмаметевых достигает вершин могущества. Брат Сабанака Хоцамшукур долгие годы служил в Тобольске ахуном. Имена Мурзат, Маметмурат — варианты «Мирза Бакыя» и «Мохамметмората» с намогильной плиты. Имя их отца — Гаувас Бакый явля- ется мусульманской версией имени Авазбакей. Учитывая знатность рода, место в социальной иерархии, можно с достаточной основательностью говорить, что под данной плитой лежали сыновья головы тобольских служилых татар мурзы Авазбакея Кульмаметева.

Одним из значимых вопросов, касающихся семьи Кульмаметевых, является вопрос об их статусе и роде деятельности. В наших работах было показано, что представители рода в тече- ние многих лет несли военную службу, являясь служилыми татарами, а с конца XVII в. — голо- вами служилых татар [Тычинских, 2010]. По мнению Г.Т. Бакиевой, «в конце XVII в. власть над служилым и ясачным сибирско-татарским населением была передана... бухарцу Авазбакею Кульмаметьеву. Судя по документам, он вместе со своим отцом Кульмаметом прибыл в Рос- сийскую империю из пределов Бухарского ханства незадолго до пришествия на престол царей Петра и Иоанна Алексеевечей. Сын Авазбакея, Сабанак, единственный из представителей зна- ти, управлявшей сибирскими татарами, был возведен в дворянское сословие и стал именовать- ся мурзой» [Бакиева, 2015, с. 11]. Здесь следует заметить, что Авазбакей начал службу в Сиби- ри задолго до 1682 г., т.е. времени воцарения Ивана и Петра, что подтверждается целым рядом документов [РГАДА, ф. 214, оп. 1, кн. 141, 201, 475, 607]5.

[ГАПК, ф. 314, оп. 1, д. 109, л. 66], вряд ли был простым бухарским торговцем, как считает Г.Т. Бакиева. Да и сомнительно, что военно-служилая знать бывшего Сибирского ханства, которая составляла основу сословия «йомышлы», признала бы власть над собой пришлого торговца. Что касается торговых занятий Авазбакея, то и С.В. Бах- рушин, и мы в своих работах определяли, что служилые татары, кроме военной службы, активно занимались и торговлей, и разведкой и дипломатией [Бахрушин, 1955; Тычинских, 2010]. Одним из наиболее интересных и в то же время дискуссионных моментов в рассматривае- мой теме является вопрос о происхождении мурз Кульмаметевых. Уже в работах С.В. Бахру- шина и Н.А. Томилова основателем клана Кульмаметевых называется князь Бегиш Сибирского ханства. Так, С.В. Бахрушин сообщает: «...встречаем среди тобольских служилых татар сына упоминавшегося владельца Баишева городка князя Бегиша — Келмамета княжь Бегишева» [1955 с. 163–164]. В работе другого известного историка, Н.А. Томилова, есть информация, что «одним из известных семейств в XVII–XVIII вв., ведущим начало от владельца Баишева городка князя Бегиша, здесь были Кульмаметевы, усердно служившие царским властям и произведенные за это в дворянство» [1981, с. 69].
В статье «Письменные источники 80-х гг. XVIII — первой четверти XIX века о правовых традициях сибирских татар» И.В. Белич пытается оспорить происхождение Кульмаметевых от кня- зя Бегиша. Правда, аргументация автора в отрицании родоначальства Бегиша определяется лишь тем, что к истории рода Кульмаметевых обращались «сибирско-татарские авторы», кото- рые, как он считает, в связи с «аутоэтническим подходом» ошибочно возводят родословную Кульмаметевых к летописному Бегишу [Белич, 2009, с. 181].

Г.Т. Бакиева также отрицает родоначальство князя Бегиша. Она считает, что «бухарец Авазбакей Кульмаметьев вместе со своим отцом Кульмаметом прибыл в Российскую империю из пределов Бухарского ханства незадолго до пришествия на престол царей Петра и Иоанна Алексеевичей» [2015, с. 11]. На чем основывает данное утверждение автор, не ясно, так как в исторических документах упоминания об Авазбакее Кульмаметеве, тем более о его отце Куль- мамете в связи с сибирской историей, встречаются задолго до 1682 г.

Так, в документах первой половины XVII в. упоминается о служилом татарине Кульмамете. В 1623 г. тобольский воевода М.М. Годунов направил к калмыцкому тайше Талаю посольство, возглавлявшееся тобольским боярским сыном Дмитрием Черкасовым. Сопровождали Д. Черка- сова тобольский служилый татарин Кельмамет Якшигильдеев, тюменские служилые люди Ла- зарко Васильев, Офонька Табанак да Карабашко Ишимов [Миллер, 1941, с. 94, 300]. С ними были «в кашеварах отпущены 2 человека служилых татар Енигейко Адяков да Урмаметко Уру- сов» [Там же, с. 291]. Упомянутый выше Кельмамет Якшигильдеев, отправленный в «вожах» с посольством Д. Черкасова, у Г.Ф. Миллера назван также Килмаметко Бегишевым [Там же, с. 300]. Как видим, здесь содержится прямое подтверждение тому, что основатель клана слу- жилых татар Кульмаметевых, Кельмамет, является сыном князя Бегиша. С другой стороны, то обстоятельство, что Кельмамет Якшигильдеев был отправлен с такого рода поручением, под- тверждает его высокий статус, так как подобного рода поручения, связанные с посольской дея- тельностью, доверялись представителям высшей страты аборигенного населения.

Более того, происхождение Кельмамета от князя Бегиша подтверждают и другие докумен- ты, в том числе обнаруженные в РГАДА, в которых служилый татарин владельца Баишева городка князя Бегиша» [Томилов, 1981, с. 69].
Одно из последних, выявленных на сегодняшний день, упоминаний, где фигурирует тобольский юртовский служилый татарин Кельмамет княж Бегишов, встречается в «Книгах именных то- больским служилым людям и ружникам и оброчникам и юртовским служилым татарам с хлебны- ми и соляными оклады», относящихся к 1641/1642 гг. [РГАДА, ф. 214, оп. 1, кн. 141, л. 206]. В до- кументе 1645/1646 гг. встречается имя Мамеделея Кильмаметева [Там же, кн. 201, л. 133 об.], вероятно сына Кульмамета. Одно из ранних упоминаний в архивных документах другого, более известного сына Кульмамета — Авазбакея относится к 1663/1664 гг. [Там же, кн. 475, л. 103 об.]. А под 1675/1676 гг. содержится запись, что «на съезжем дворе юртовские служилые татары бухар- цы и захребетники дали шерть на куране». Среди шертовавших юртовских служилых татар пер- вым назван Авазбакей Кульмаметев [Там же, кн. 607, л. 175]. В этом же документе указано, что в это время сын Авазбакея — Сабанак Авазбакеев находился «на Москве» [Там же, л. 204].

Один из авторов статьи вслед за известным казанским историком Д.М. Исхаковым выдви- гала гипотезу, что родоначальник Кульмаметевых — князь Бегиш был беклярибеком в Сибир- ском ханстве [Исхаков, 2004, с. 80; Тычинских, 2009, c. 246–250]. Эта версия на сегодняшний день не опровергнута, но и не вполне доказана, однако то, что «Большой князь Бегиш» занимал очень высокое место в сибирско-татарской иерархии, несомненно. При этом если вопрос о бек- лярибекстве Бегиша остается пока открытым, то происхождение рассматриваемого клана от князя Бегиша можно подтвердить выявленными документами.

Известно, что русская администрация в XVI–XVII вв. обычно активно использовала потен- циал и административную структуру завоеванного государства. Поэтому назначение на долж- ность голов тобольских служилых татар потомков если не беклярибека, то одного из представи- телей верхней страты Сибирского ханства Кульмаметевых было не случайно и вполне логично. Обычно в татарских ханствах беклярибеки возглавляли военное и дипломатическое ведомства, а также высшее гражданское судопроизводство [Татарский, 1999, с. 69]. Татарский голова вы- полнял многие из тех функций, которые были характерны для карача-бека (беклярибека). Та- тарскому голове была вручена огромная власть над аборигенным населением. На протяжении почти полутора веков Кульмаметевы верно служили царям в должности татарских голов, полу- чая за это почести и награды и сохраняя в своих руках значительные властные полномочия.

Таким образом, выявленные в ГАПК и РГАДА документы позволили восстановить и уточ- нить некоторые важные страницы истории мурз Кульмаметевых. На их основе можно подтвер- дить происхождение рода Кульмаметевых от князя Бегиша периода Сибирского ханства, а так- же то, что предки Кульмаметевых, в конце XVII в. ставшие головами служилых татар, начиная с родоначальника Кульмамета (Келмамета), давшего фамилию клану, были служилыми татара- ми, а родоначальник Кульмаметевых имел бухарское происхождение. Мы смогли уточнить дан- ные по генеалогии Кульмаметевых в XVII и XVIII вв., а также то, что уже во второй половине XVII в. местом их проживания была д. Носовская (юрты Сабанаковы); что один из сыновей Авазбакея (первого) был ахуном в Тобольске; что под знаменитой намогильной плитой с Хан- ского кладбища были захоронены сыновья мурзы Авазбакея (первого) Кульмаметева, и др.

Как видим, история этого значимого рода связана со многими важными событиями сибир- ской истории, многие из которых требуют дальнейшего изучения и осмысления.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Источники

ГПАК. Ф. 316. Д. 109.
РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Кн. 141, 201, 475, 607.
РО ТИАМЗ. Д. No 12864.
ПМА — Полевые материалы З.А. Тычинских. 2012 г.

Литература
Бакиева Г.Т. Быть в Тобольске в татарских головах...: (Из истории рода служилых татар Кульмамете-

вых) // Сиб. ист. исследования. 2015. No 4. С. 10–29.
Бахрушин С.В. Сибирские служилые татары в XVII в. // Науч. труды. Т. III. Ч. II. М., 1955. С. 153–175. Белич И.В. Письменные источники 80-х гг. XVIII — первой четверти XIX века о правовых традициях

сибирских татар // Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. Омск: Наука, 2009. Т. XI. С. 170–195.

Бустанов А.К. Книжная культура сибирских мусульман. М.: Изд. дом Марджани, 2013. 264 с. Валеев Ф.Т. Сибирские татары: Культура и быт. Казань: Тат. кн. изд-во, 1993. 208 с. Исхаков Д.М. Тюрко-татарские государства XV–XVI вв. Казань. 2004. 132 с.
Миллер Г.Ф. История Сибири. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. Т. 2. 535 с.

Миллер Г.Ф. История Сибири. Изд. 2. М.: Вост. лит., 1999. Т. 1. 630 с.
Огрызко И.И. Христианизация народов Тобольского Севера в XVIII в. Л., 1941. 148 с.
Рабцевич В.В. Неопубликованные записи обычного права сибирских народов последней четверти

XVIII — первой половины XIX в. // Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. Ново- сибирск, 1982. С. 115–134.

Рабцевич В.В. Генезис дворянского землевладения на землях местных народов Сибири (по мате- риалам тобольских татар) // Земледельческое и промысловое освоение Сибири (XVIII — начало ХХ века). Новосибирск, 1985. С. 33–44.

Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Тюмень, 2014. Самигулов Г.Х. К истории ичкинских татар последней трети XVII — XVIII века //

Г.Ф. Миллера

Татарский энциклопедический словарь / Гл. ред. М.Х. Хасанов. Казань: Ин-т тат. энциклопедии АН РТ, 1999.

Томилов Н.А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI — первой четверти XIX вв. Томск, 1981. 276 с.

Тычинских З.А. Служилые казаки Кульмаметевы в XVIII в. // Сибирские татары: Материалы I Сиб. симп. «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск; Омск, 1998. С. 117–119.

Тычинских З.А. Татарские казачьи головы Кульмаметевы (XVII–XIX вв.) // Вестник НГУ. Сер. История, филология. Новосибирск: СО РАН, 2007. Т. 6. Вып. 1: История. С. 135–140.

Тычинских З.А. О беклярибеке Сибирского ханства: (К вопросу о трансформации системы традицион- ного управления в XVII–XVIII вв.) // Форум «Идель-Алтай»: Материалы науч.-практ. конф. «Идель-Алтай: Истоки евразийской цивилизации», I Междунар. конгр. средневековой археологии евразийских степей: Тез. докл. Казань, 2009. С. 246–250.

Тычинских З.А. Служилые татары и их роль в формировании этнической общности сибирских татар (XVII–XIX вв.). Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2010. 288 с.

Самигулов Г.Х. Сейдяшевы и Кульмаметевы — попытка реконструкции // Присоединение Сибири к Рос-

сии: Новые данные:

Тычинских З.А.

105

С. 162–166.

Вестник археологии,

антропологии и этнографии. 2015. No 4 (31). С. 100–107.

Сибирь XVIII в. в путевых описаниях

// История Сибири: Первоисточники, Новосибирск:

Сиб. хронограф, 1996. Вып. 6. 192 с.

Из истории сибирских мурз Кульмаметевых в XVII–XIX вв. // Акселеу Сейдiмбек: Гы-

лыми мурасы жэне тэуелсiздik (ауызша тарих мэселелерi). Халыкаралык гылыми-теориялык конф., 6 жел-

токсан 2012 жылы. Астана, 2012. С. 271

279.

Юшков И.Н. Сибирские татары // Тоб. губерн. ведомости. Тобольск, 1861. No 35–45.

Г.Х. Самигулов, З.А. Тычинских

G.Kh. Samigulov, Z.A. Tychinskih

South Ural State University (National Research University)

Lenin pr., 76, Chelyabinsk, 454080, Russian Federation

E-mail: gayas_@mail.ru

Tobolsk Complex Scientific Station of Ural Branch RAS

Academic Osipov st., 15, Tobolsk, 626152, Russian Federation

E-mail: zaituna.09@mail.ru

NEW SOURCES ON THE HISTORY OF MURZAS KULMAMETEV

Тhe authors of the article return to the topic of the history of a well-known Tatar clan of Tobolsk servicemen

Kulmametev. The article is based on the documents found in regional and central archives. Particular attention is paid to the analysis and reasoned criticism of recent publications on the topic, which challenge the conclusions of the authors of this article about the origin, status of clan representatives in the XVII century, which are crucial not only for the history of a particular clan, but also for understanding the whole history of Siberian service Tatars. The revealed archival materials confirm that the family descends from Prince Begish of the Siberian Khanate and that Kulmametevs' ancestors enjoyed a high status and became leaders of the service Tatars in the late 17th cen-

tury.

Key words: service Tatars, Bukharians, Tatar leaders, the Kulmametevs, Prince Begish, Kulmamet,

Avazbakey, Sabanak, landed estates.

DOI: 10.20874/2071-0437-2018-40-1-099-107 REFERENCES

Bakieva G.T., 2015. Byt' v Tobol'ske v tatarskih golovah...: (Iz istorii roda sluzhilyh tatar Kul'mametevyh) [To

be in Tobolsk among the Tatar leaders...: (From the history of the family of the service Tatars Kulmametev)]. Si-

birskie istoricheskie issledovaniya, no. 4, pp. 10–29.

Bahrushin S.V., 1955. Sibirskie sluzhilye tatary v XVII v. [Siberian service Tatars in the XVII century]. Nauch-

nye trudy, vol. III, part II,

Moscow

, pp. 153–175.

Belich I.V., 2009. Pis'mennye istochniki 80-h gg. XVIII — pervoj chetverti XIX veka o pravovyh tradiciyah si-

birskih tatar [Written sources of the 80-ies of the XVIII — the first quarter of the XIX century on legal traditions of the Siberian Tatars]. Etnografo-arheologicheskie kompleksy: Problemy kul'tury i sociuma, vol. XI, Omsk: Nauka,

pp. 170–195.

Bustanov A.K., 2013. Knizhnaya kul'tura sibirskih musul'man [Book culture of Siberian Muslims],

Izd. Dom Mardzhani, 264 p.

Hasanov M.H., 1999, (ed.). Tatarskij ehnciklopedicheskij slovar' [Tatar encyclopedic dictionary], Kazan': Insti-

tut tatarskoj ehnciklopedii AN RT.

Iskhakov D.M., 2004. Tyurko-tatarskie gosudarstva XV–XVI vv. [The Turkic-Tatar states of the 15th–16th cen-

turies], Kazan', 132 p.

Miller G.F., 1941. Istoriya Sibiri [History of Siberia], vol. 2, Miller G.F., 1999. Istoriya Sibiri [History of Siberia], vol. 1,

Izd-vo AN SSSR, 535 p.

Vostochnaya literatura, 630 p.

Ogryzko I.I., 1941. Hristianizaciya narodov Tobol'skogo Severa v XVIII v. [Christianization of the peoples of

the Tobolsk North in the XVIII century], Leningrad, 148 p.

Rabcevich V.V., 1982. Neopublikovannye zapisi obychnogo prava sibirskih narodov poslednej chetverti XVIII —

pervoj poloviny XIX v. [Unpublished records of customary law of the Siberian peoples of the last quarter of the XVIII —

the first half of the XIX century]. Istochniki po kul'ture i klassovoj bor'be feodal'nogo perioda, Novosibirsk, рp. 115–134.

Rabcevich V.V., 1985. Genezis dvoryanskogo zemlevladeniya na zemlyah mestnyh narodov Sibiri (po mate-

rialam tobol'skih tatar) [Genesis of noble landownership on the lands of the indigenous peoples of Siberia (based on the materials of the Tobolsk Tatars)]. Zemledel'cheskoe i promyslovoe osvoenie Sibiri (XVIII — nachalo XX ve-

ka), Novosibirsk, pр. 33–44.

Samigulov G.H., 2014. Sejdyashevy i Kul'mametevy —- popytka rekonstrukcii [The Seidiashevs and the

Kulmametevs: An attempt of reconstruction]. Prisoedinenie Sibiri k Rossii: Novye dannye: Materialy Vserossijskoj

nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Tyumen', рp. 162–166.

Samigulov G.H., 2015. K istorii ichkinskih tatar poslednej treti XVII —- XVIII veka [On the history of the Ich-

kinsk Tatars in the last third of the XVII — XVIII centuries]. Vestnik arheologii, antropologii i ehtnografii, no. 4 (31),

pp. 100–107.

Tomilov N.A., 1981. Tyurkoyazychnoe naselenie Zapadno-Sibirskoj ravniny v konce XVI —- pervoj chetverti

XIX vv. [Turkic-speaking population of the Western Siberian Plain in the end of the XVI — first quarter of the

XIX centuries], Tomsk, 276 p.

Moscow; Leningrad: Moscow:

Moscow:

Tychinskih Z.A., 1998. Sluzhilye kazaki Kul'mametevy v XVIII v. [Service cossacks Kulmametev in the XVIII cen-

106

tury]. Sibirskie tatary: Materialy I Sibirskogo simpoziuma «Kul'turnoe nasledie narodov Zapadnoj Sibiri», Tobol'sk;

Omsk, pp. 117–119.

Новые источники по истории мурз Кульмаметевых

Tychinskih Z.A., 2007. Tatarskie kazach'i golovy Kul'mametevy (XVII–XIX vv.) [Tatar cossack leaders Kul-

mametev (XVII–XIX centuries)]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta, Seriya Istoriya, filologiya,

vol. 6, no. 1, pp. 135–140.

Tychinskih Z.A., 2009. O beklyaribeke Sibirskogo hanstva (k voprosu o transformacii sistemy tradicionnogo

upravleniya v XVII–XVIII vv.) [About the beyliarybey of the Siberain Khanate (about transformation of the system of traditional governance in the XVII–XVIII centuries)]. Forum «Idel'-Altaj»: Materialy nauchno-prakticheskoj kon- ferencii «Idel'-Altaj: Istoki evrazijskoj civilizacii», I Mezhdunarodnogo kongressa srednevekovoj arheologii evrazi-

jskih stepej: Tezisy dokladov, Kazan', pp. 246–250.

Tychinskih Z.A., 2010. Sluzhilye tatary i ih rol' v formirovanii ehtnicheskoj obshchnosti sibirskih tatar (XVII–

XIX vv.) [Service Tatars and their role in forming an ethnic community of the Siberian Tatars (XVII–XIX centuries)],

Kazan': Izd-vo «Fehn» AN RT, 288 p.

Tychinskih Z.A., 2012. Iz istorii sibirskih murz Kul'mametevyh v XVII–XIX vv. [From the history of the Sibe-

rian murzas Kulmametev in the XVII–XIX centuries]. Akseleu Sejdimbek: Gylymi murasy zhehne tehuelsizdik (auyzsha tarih mehseleleri): Halykaralyk gylymi-teoriyalyk konferenciya, 6 zheltoksan 2012 zhyly, Astana,

pp. 271–279.

Valeev F.T., 1993. Sibirskie tatary: Kul'tura i byt [Siberian Tatars: Culture and way of life], Kazan': Tatar. kn.

izd-vo, 208 p.

Yushkov I.N., 1861. Sibirskie tatary [Siberian Tatars]. Tobol'skie gubernskie vedomosti, no. 35–45, Tobol'sk.