•  

ОДЕЖДА ДУХОВ И ОДЕЖДА-ПРИКЛАД ОБСКИХ УГРОВ В КОЛЛЕКЦИЯХ МУЗЕЯ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМ. ПЕТРА ВЕЛИКОГО (КУНСТКАМЕРА) РАН

ОДЕЖДА ДУХОВ И ОДЕЖДА-ПРИКЛАД ОБСКИХ УГРОВ В КОЛЛЕКЦИЯХ МУЗЕЯ АНТРОПОЛОГИИ
И ЭТНОГРАФИИ ИМ. ПЕТРА ВЕЛИКОГО (КУНСТКАМЕРА) РАН

Е.Г. Федорова

После работы Н.Ф. Прытковой «Один из источников изучения одежды народов Сибири (на материалах обских угров)» [1971], посвященной одежде, фигурирующей среди предметов куль- та (культовых изображений и прикладов), как историческому источнику, прошло уже несколько де- сятилетий. За это время данный феномен по материалам хантов и манси изучался в двух направ- лениях. Первое из них связано с проблемами культурогенеза [Лукина, 1985], второе — с исследо- ваниями собственно культов и их атрибутики [Гемуев 1990; Гемуев, Бауло, 1999; Гемуев, Сагалаев, 1986; Бауло, 2002, 2004а, б и др.; Сынские ханты, 2005; Богордаева, 2007; Федорова, 2010]. В этой атрибутике выделяют две группы: одежду, надетую на изображения духов или умерших, и жертвенную, предназначенную для конкретных духов-покровителей (подробнее см.: [Богордае- ва, 2007, с. 149]). И для той, и для другой группы характерно наличие экземпляров, выполнен- ных из сукна, хлопчатобумажной ткани, оленьего меха. Фиксируется одежда и глухого, и рас- пашного покроя, в одних случаях отличающаяся от обычной одежды хантов и манси только размерами (причем не всегда), в других — не имеющая с ней практически никакого сходства.

К настоящему времени опубликовано уже немало экземпляров одежды, присутствующей среди предметов культа. Многие из них были зафиксированы при проведении полевых иссле- дований у ряда территориальных групп обских угров в 1980–2000-е гг. Музейные же коллекции отражают более длительный период и более широкую территорию, поэтому их публикация также важна, несмотря на те недостатки, которые несет в себе музейная документация (см.: [Федорова, 2010, с. 194]). Кроме того, часть деталей одежды, обязательных для определенного изображения духа или комплекса, могла по каким-то причинам не попасть в музейные коллекции.

В фондах Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН одеж- да духов и одежда-приклад (жертвоприношение) входит в несколько коллекций. Частично эти предметы были опубликованы в названной выше статье Н.Ф. Прытковой [1971, с. 102–103, 106– 111], источником при написании которой послужили также коллекции ГМЭ (ныне РЭМ ) и сведе- ния из работ других исследователей.

В МАЭ самая ранняя коллекция, в которой содержится одежда духов,— No 1145. Она по- ступила от исследователя хозяйства и быта народов севера России А.В. Журавского в 1907 г. после экспедиции, начавшейся в 1906 г. в Европейской части России. Предметы были собраны в низовьях Оби.

Следующая по времени поступления коллекция — No 1864 — была получена также через А.В. Журавского. В ее состав входят предметы, собранные в Архангельской и Тобольской губерниях среди самоедов и остяков. В качестве собирателей у остяков Березовского уезда То- больской губернии значатся С.Л. Артеев и Н.А. Попов.

В 1914 г. в МАЭ поступают еще две коллекции — No 2383 и 2416. Это результат экспедици- онной работы в то время студента психоневрологического института И.Н. Шухова на р. Казым и в районе Обдорска, осуществленной по заданию Музея. Важно отметить, что обе коллекции были зарегистрированы самим собирателем. Несмотря на то, что описания предметов доволь- но краткие, в них содержатся важные сведения о назначении вещей, а также их названия на хантыйском языке.

Следующие коллекции, содержащие интересующие нас предметы, поступают в МАЭ уже в 1930-е гг. Источник поступления одной из них (No 5093, 1932 г. поступления) — «Новоэкспорт». Эта организация финансировала поездку в Нарымский край по сбору коллекций для после- дующей их продажи за рубеж уже тогда известного археолога и этнографа И.М. Мягкова. Но его коллекция попала в Музей (историю поступления и определения этнической принадлежности вещей, осуществленную через несколько десятилетий после этого см.: [Галкина и др., 1995, с. 175–177]).

Содержатся предметы по интересующей нас теме и в коллекции материалов из хантыйских погребений в районе Салехарда, раскопанных известным археологом В.С.Адриановым в 1936 г. (МАЭ РАН, кол. No 5542).

Затем последовал десятилетний перерыв, и очередная коллекция предметов быта и культа — No 5823 — оказалась в фондах МАЭ в 1946 г., хотя собиралась она несколько раньше. В 1941 г. Институт этнографии АН СССР (так в те годы именовался МАЭ РАН) направил в этнографическую экспедицию к северным хантам Н.Ф. Прыткову, которая задержалась в Ханты-Мансийском округе на несколько военных лет. Она собрала там коллекцию, отражающую различные стороны культуры этой группы народа. В описи присутствуют названия предметов на хантыйском языке, другие важ- ные сведения, везде указаны населенные пункты, в которых получены вещи.

В 1975 г. в фонды поступает коллекция (МАЭ РАН, кол. No 6730), в комплектовании которой принимал участие известный этнограф, специалист по культуре хантов В.М. Кулемзин, а в 1978 г. — коллекция (МАЭ РАН, кол. No 7013), собранная З.П. Соколовой (подробнее об этой коллекции см. [Федорова, 2010. С.195]), уже на протяжении многих десятилетий изучающей культуру обских угров. Последний по времени поступления в фонды МАЭ РАН предмет одеж- ды, связанной с культом, входит в смешанную по годам поступления и составу собирателей коллекцию No 7000. Он был получен у обских манси (собиратель Е.Г. Федорова).

Несмотря на то, что во многих случаях в описи отсутствуют необходимые для детальных исследований сведения, большую часть предметов можно разделить на две группы, о которых говорилось вначале: одежда, надеваемая на изображения духов, и одежда-приклад (жертво- приношение).

Одежда духов

В этой части статьи приводятся описания одежды, непосредственно надетой на изображе- ния духов либо бывшей на них, но поступившей или зарегистрированной отдельно.

1145-3. Одежда духа в виде халата из белого набивного ситца. Стан выполнен из одного сложенного вдвое куска ткани. Имеются плечевые швы. Боковые швы отсутствуют, из-за чего линия плеча приобрела закругленную форму. Рукава вшивные, длинные, широкие, с одним швом. Под мышками имеются отверстия. Подол и полы от конца одной через ворот до конца другой, а также края рукавов обшиты золотым позументом, более широким на подоле. Позу- мент везде пришит только за верхний край. К халату прилагается пояс из красного шерстяного шнурка, на конце завязанный узлом. Эта одежда надевалась на изображение духа в виде свер- нутого куска сукна. Общая длина 28 см, ширина в подоле в сложенном виде 24 см, длина рука- ва 18 см, ширина рукава 7 см. Север Тобольской губ. Остяки.

1145-5. Одежда духа из белого пыжика мехом наружу, глухого покроя, со швом спереди, длинными и узкими вшивными рукавами, пришивным капюшоном. Под мышками имеются от- верстия. По краю подола, поперек стана ниже рукавов, от конца одного рукава до конца другого через плечи и капюшон проходит золотой позумент. Общая длина 21,5 см, ширина в подоле 16 см, длина рукава 10 см, ширина рукава 2,3 см, высота капюшона 3,5 см, ширина позумента 2,5 см. Север Тобольской губ. Остяки.

1864-95. Изображение семейного духа-покровителя в мужской одежде. Этот предмет опуб- ликован Н.Ф. Прытковой [1971, с. 102, рис. 1, с. 103]. Непосредственно на деревянную антропо- морфную фигурку надета рубаха из коричневого ситца, прямая, с вшивными рукавами, затем — малица белого цвета, мехом внутрь, прямая, глухого покроя, с рукавами, без капюшона. Затем следуют две рубахи аналогичного покроя, одна из них сшита из белого коленкора, другая — из лилового цветистого ситца. Следующая рубаха, из полосатого ситца, такого же покроя, но с широким отложным воротником. Все это обернуто светлой тканью. Сверху надета малица из пыжика, без рукавов, с высоким стоячим воротником и широкой опушкой-пандой из собачьего меха, выступающей за края самой верхней одежды на 7 см. Следующая одежда — также мехо- вая, но короткая, по покрою схожа с паркой или гусем — одеждой мехом наружу, с рукавами и капюшоном, затылочная часть которого выкраивается вместе со спинкой. Поверх нее надета навершница (гусь?), прямая, глухого покроя, с рукавами. Стан скомбинирован из ткани двух видов: центральные полотнища из красной набивной фланели, боковые детали и надставка подола — из черного сукна. Затем идет еще одна короткая малица без капюшона. Наконец, поверх всего надет гусь из белого оленьего меха, с плечевыми швами, прямыми рукавами с одним швом, с отверстиями под мышками, с узкой опушкой по подолу из коричневого оленьего меха и широкой — из белого собачьего. Спереди от левого плеча вниз по диагонали проходит шов, наличие которого связано, возможно, с тем, что при шитье этой одежды не оказалось кус- ка шкуры нужного размера. Этот гусь надет так, что голова фигурки находится на уровне плеч, капюшон оказывается пустым. Поверх одежды повязан пояс из красного шерстяного шнура, обернутый вокруг туловища пять раз и завязанный сзади узлом с одной петлей. На ногах фи- гурки — белые чулки мехом внутрь. Общая высота предмета составляет 25 см, ширина верхнего гуся с рукавами 21 см, ширина в подоле 13 см. Тобольская губ., Березовский у. Остяки.

1864-96. Изображение семейного духа-покровителя в женской одежде. На деревянной ан- тропоморфной фигурке длинное широкое платье из светло-розового набивного ситца, с длин- ными прямыми рукавами, с отверстиями под мышками. Край подола подрублен, края рукавов — нет. Поверх платья надета короткая шуба из оленьего меха на подкладе из собачьего меха. Надставки по подолу и полам, характерные для реальной шубы обских угров, отсутствуют. Данный экземпляр снабжен двумя парами ремешков-завязок, соединяющих полки. Сверху на- дета еще одна короткая шуба из оленьего меха, с плечевыми швами, без подклада. Стан и ру- кава выполнены из меха белого цвета, надставки полок, подола, рукавов — из темного. Над- ставка полок состоит из двух узких полос меха, часть ее приходится на ворот и представляет собой своего рода воротник. Часть надставки левой полы изнутри окрашена в красный цвет. Шуба снабжена двумя парами ровдужных завязок на полках. Вся меховая одежда имеет отвер- стия под мышками. Общая высота предмета 26 см, ширина верхней шубы с рукавами 32 см, ее ширина в подоле в сложенным виде 19 см. Тобольская губ., Березовский у. Остяки.

1864-97. Изображение семейного духа-покровителя в мужской одежде. На деревянную ан- тропоморфную фигурку надет халат из набивной хлопчатобумажной ткани, с рукавами, снаб- женный поясом из красного шнура. Затем следуют две ситцевые рубахи с рукавами и воротни- ком. Поверх них надета рубаха из шелка, поверх нее — одежда из пыжика мехом внутрь, глухо- го покроя, без капюшона и надставки подола. Ее спинка состоит из трех деталей, спереди име- ется шов. Следующая одежда, также из нескольких полос пыжика, сшита мехом наружу. Она глухого покроя, с капюшоном, длинными рукавами и надставкой по подолу. Сверху надета длинная рубаха из светлой хлопчатобумажной ткани, с боковыми швами, сборкой у ворота, от- верстиями под мышками. Подол рубахи подрублен, сзади длиннее, чем спереди, на 8–10 см выступает за края надетой на нее меховой одежды белого цвета, мехом наружу. Стан состав- лен из нескольких деталей, со вставкой справа и швом посередине спинки. Подол надставлен сначала узкой полосой меха, потом широкой. Рукава с одним швом, суживаются к концам. Пра- вый рукав с ластовицей. Затылочная часть капюшона пришивная, боковые детали выкроены вместе с передом. На темени имеется шов. Общая высота предмета составляет 30 см, длина верхней одежды без капюшона 21 см, ширина с рукавами 29 см, ширина в подоле 17 см. То- больская губ., Березовский у. Остяки.

1864-98. Одежда семейного духа-покровителя. Представляет собой шубу, сшитую мехом наружу на подкладе мехом внутрь. По покрою соответствует реальной одежде обских угров. Подол, полы, обшлага выполнены из темного оленьего меха и снабжены светлой узкой опуш- кой. Шуба имеет две пары завязок из красного шерстяного шнура. Длина одежды 16 см, ширина с рукавами 25 см, ширина в подоле в сложенном виде 15 см. Тобольская губ., Березовский у. Остяки.

1864-99. Изображение семейного духа-покровителя в мужской одежде. На деревянную фи- гурку надета рубаха из темной набивной хлопчатобумажной ткани, длинная (выступает за края меховой одежды на 6 см), с длинными прямыми широкими рукавами, края которых не подруб- лены (в отличие от подола). Под мышками имеются отверстия. Сверху надета малица из пыжи- ка, стан которой составлен из нескольких вертикально расположенных деталей. Спереди про- ходят швы от правого плеча к краю подола и от середины левого плеча до края подола. На спинку и правую боковину приходится по одному куску меха, левая боковина составлена из двух. Левый рукав с одним швом, с широким обшлагом, правый с двумя швами, без обшлага. Капюшон мехом наружу, пришивной. Общая высота предмета 25 см, ширина верхней одежды с рукавами 24 см, ее ширина в подоле в сложенном виде 12 см. Тобольская губ., Березовский у. Остяки.

1864-100. Одежда семейного духа-покровителя в виде шубы из светлого и темного оленье- го меха на подкладе из темного меха. По покрою соответствует реальной женской зимней оде- жде обских угров. На полках имеются две пары ровдужных завязок. «Воротник» выполнен из подшейного волоса оленя, по краям (кроме рукавов) проходит меховая опушка. Длина 16 см, ширина с рукавами 26 см, ширина в подоле в сложенном виде 17 см. Тобольская губ., Березов- ский у. Остяки.

1864-102. Одежда семейного духа-покровителя мужского пола. Выполнена из белого оленьего меха. Состоит из двух предметов, вложенных один в другой: нижний мехом внутрь, верхний мехом наружу. Покрой глухой, на стане имеются плечевые и боковые швы, а также швы посередине спинки и переда. Подол верхней одежды снабжен широкой надставкой, ниж- ней — опушкой, которая сзади выступает за край подола верхней одежды. Капюшоны пришив- ные, нижний вставлен в верхний и имеет шнурок-вздержку из красной шерсти. Общая длина 27 см, ширина верхней одежды с рукавами 29 см, в подоле 18 см. Тобольская губ., Березовский у. Остяки.

1864-103. Изображение семейного духа-покровителя. На деревянную фигурку надеты две рубахи: из набивного ситца и темно-красного шелка. Их подолы подрублены. Затем следует одежда из белого оленьего меха мехом внутрь и наружу, с надставкой подола, по краю которого проходят еще узкая опушка темного цвета и широкая белого. Рукава сложены на груди. Поверх этой надета более короткая, также меховая одежда с рукавами и капюшоном. Центральная часть спинки, плечи, верх капюшона, нижняя часть рукавов, надставка подола выполнены из меха белого цвета, перед, боковые детали, кокетка, верх рукавов, затылочная часть капюшона из темного. Общая высота предмета 27 см, ширина с рукавами 26 см, ширина в подоле 17 см. Тобольская губ., Березовский у. Остяки.

1864-104. Изображение семейного духа-покровителя. На деревянной фигурке распашная одежда из оленьего меха, на подкладе. Сверху надета одежда глухого покроя (гусь), из пыжика, мехом наружу. Имеются плечевые и боковые швы. Подол с надставкой. Она, как и капюшон, из белого меха. Рукава суживаются к концам, под мышками имеются отверстия. Длина одежды 17 см, ширина 18 см, длина рукава 8 см, высота капюшона 11 см. Тобольская губ., Березовский у. Остяки.

1864-106. Изображение семейного духа-покровителя. На деревянную фигурку надета длин- ная рубаха из цветистого ситца. Подол подрублен. Поверх рубахи — короткая распашная оде- жда из пыжика мехом внутрь. Завершающей является одежда из темного пыжика мехом нару- жу, со швом спереди, заходящими наперед плечевыми швами. Рукава чуть сужаются к концам, под мышками имеются отверстия. Детали капюшона выкроены из одного куска меха со спинкой. Подол надставлен полосой собачьего меха. Одежда подпоясана поясом из красного шерстяно- го шнура. Узел с одной петлей, располагается на спинке ближе к правому боку. Тобольская губ., Березовский у. Остяки.

1864-107. Изображение семейного духа-покровителя в женской одежде. На деревянную фи- гурку надето платье из красной в белый горох хлопчатобумажной ткани. Подол платья подрублен. Сверху надета шуба из пыжика, по покрою соответствующая реальной одежде, с более длинным подкладом из шкурки лебедя. Под мышками имеются отверстия. Воротник из пуха, края одежды окаймлены светлыми опушками. Общая длина 20 см, ширина верхней одежды с рукавами 19 см, ее ширина в подоле в сложенном виде 18 см. Тобольская губ., Березовский у. Остяки.

1864-108. Изображение семейного духа-покровителя. На деревянную фигуру (старинная русская кукла) надета одежда белого цвета из шкуры оленя мехом наружу, глухого покроя, с пришивным капюшоном также мехом наружу. Перед составлен из трех полос меха, спинка со швом посередине, подол с надставкой. Рукава с двумя швами, левый ýже правого, под мышка- ми имеются отверстия. Длина одежды 26 см, ширина с рукавами 28 см, ширина в подоле 20 см. Тобольская губ., Березовский у. Остяки.

1864-109. Изображение семейного духа-покровителя. На литую оловянную антропоморф- ную фигурку надето платье из темно-коричневой ткани, с боковыми швами, без рукавов. Вверху платье присборено и пришито к воротнику — полоске красного сукна, концы которой спускаются на грудь. Подол надставлен полосой зеленого сукна. На голове фигурки — плотно прилегаю- щая к ней шапочка из темной хлопчатобумажной ткани (имитация волос?), к которой спереди пришит пучок желтых шерстяных ниток. К затылку прикреплены ложные косы в виде длинных полос сукна темно-красного цвета, частично обмотанных шнуром красного цвета с вкраплением шнура белого и желтого цветов. В месте, где кончается обмотка (на расстоянии 23 см от верха), косы соединены полоской ткани. Длина платья 10 см, ширина платья 7,8 см, длина кос 32 см, 38 см, ширина кос 2,2 см. Тобольская губ., Березовский у. Остяки.

2383-15. Изображение домашнего духа покровителя (тонх). На деревянной фигурке длин- ная малица, с боковыми швами, без надставки по подолу, с длинными узкими рукавами с одним швом и капюшоном. Под мышками имеются отверстия. Поверх малицы надета одежда из грубо- го темного сукна, глухого покроя. Имеются плечевые, боковые швы, а также швы на спинке и спереди. Подол надставлен полосой сукна. Рукава длинные, суживающиеся к концам, с боль- шими отверстиями под мышками. Воротник высокий стоячий. Общая длина одежды 21 см, ши- рина в подоле верхней одежды 11 см. Р. Казым. Остяки.

2416-5. Головной убор, надевавшийся на деревянное изображение духа (елянь), который изготовлялся после жертвоприношения и хранился на жертвенном месте под священной лист- венницей. Представляет собой шапку с тульей овальной формы из светло-красного грубого сукна и околышем из светло-зеленого сукна. Низ околыша подвернут внутрь, снаружи по его краю нашита полоса шкурки белого цвета. Швы выполнены нитками темного цвета. Размеры тульи 11×15,5 см, ширина околыша 9 см, ширина полосы шкурки 2 см. Юрты Пашерцевы близ Обдорска. Остяки.

5093-46. Одежда духа. Распашная, сшита из четырех шкурок горностая, положенных голо- вами вверх. Между первой и второй, второй и третьей шкурками (считая справа) пришито еще по половине шкурок с головой, между второй и третьей — сложенная пополам цельная шкурка горностая. Ниже — имитация рукавов из таких же шкурок. «Под мышками» имеются отверстия. Длина 46 см, ширина 28 см. Р. Васюган. Юрты Озерные. Остяки.

5093-52d/7. «Одежда» духа (юнх) женского пола. Туловище деревянной фигурки завернуто в небольшой кусок меха соболя, затем — в кусок набивной хлопчатобумажной ткани, сложен- ной в четыре раза, так, что срезы ткани обращены вниз, а лицевая сторона ткани — внутрь. В левом верхнем углу пришита свинцовая фигурка птицы с длинной шеей и выступающей голо- вой (гусь). Все это завернуто в сложенный в четыре раза кусок голубовато-серой набивной тка- ни, затем — в сложенный по диагонали кусок ткани темно-красного цвета и в сложенный таким же образом кусок красно-коричневой полосатой ткани. Верхняя «одежда» — коричневый с узо- ром платок, сложенный по диагонали. Изображение завернуто в него так, что из-под верхнего платка виден нижний кусок ткани. «Запáх» слева направо. Р. Васюган. Юрты Пеноровы. Остяки.

5093-53/b4. «Одежда» духа (юнх) мужского пола. Деревянная антропоморфная фигурка обернута в лоскут белой с растительным орнаментом ткани, затем — в лоскут коричневой клет- чатой. «Запáх» справа налево. Ноги обмотаны лоскутками ткани, имитирующими обувь. Общая высота 23 см. Р. Васюган. Юрты Пеноровы. Остяки.

5093-54/b4. «Одежда» духа (юнх) женского пола. Деревянная антропоморфная фигурка за- вернута в лоскут светлой с растительным узором ткани, затем — в коричневый с узорами крас- ного и белого цвета платок таким образом, что большая часть одного из его углов висит сво- бодно. «Запáх» справа налево. Общая высота 30 см. Р. Васюган. Юрты Озерные. Остяки.

5093-60. Изображение духа (юнх) женского пола. На деревянную антропоморфную фигурку надето платье из темно-синей в мелкий горох хлопчатобумажной ткани, с длинными рукавами, стоячим воротником и разрезом на груди. Под платьем располагаются два длинных узких ме- шочка из той же ткани («обувь»?). Все это обернуто пятью лоскутками хлопчатобумажной ткани: двумя темными, затем коричневым с растительным орнаментом, темно-синим с малиновыми узорами растительного характера и белым в черный горох. Последние три сложены по диаго- нали так, что один угол остается свободным и заметно выступает за пределы фигурки. «Запáх» последнего слоя ткани слева направо. Все изображение обвязано узкой полоской из той же ткани, что и верхний слой «одежды». Узел с одной петлей, располагается спереди. Общая вы- сота предмета 34 см, наибольшая ширина 9,2 см. Р. Васюган. Юрты Пеноровы (?).

5093-61. Изображение духа (юнх) мужского пола. Ноги деревянной антропоморфной фигур- ки обмотаны серым цветистым ситцем: ткань проходит вокруг каждой ноги, узкие полоски про- пущены между ног и завязаны на талии с правой стороны. Кроме того, фигурка обернута сло- женным пополам куском коричневой в светлую полоску ткани. Самая верхняя «одежда» выпол- нена таким же образом, что и предыдущая, но в отличие от нее подпоясана полоской ткани. Узел располагается спереди. «Запáх» и той, и другой «одежды» — слева направо. Вокруг шеи фигурки дважды обернута узкая полоска светлой ткани, которая сзади справа завязана узлом. Сзади же, но слева, прикреплен капор, сшитый из одной полоски кожи. Общая высота 25,5 см, наибольшая ширина 7,5 см. Р. Васюган. Юрты Сологичи (?). Остяки.

5093-62. Изображение духа (юнх) мужского пола. Одежда медной плоской антропоморфной фигурки состоит из нескольких предметов. Внизу — халат из темно-синей со светлым узором ткани, с плечевыми швами, вшивными рукавами. На него надет такой же халат из черной ткани. Ворот и полы подрублены. Халаты сложены так, что правая пола заходит на левую. Затем сле- дуют два лоскутка ткани: набивной красной и белой. Их верхний край подогнут, «запáх» справа налево. Все это завернуто в сложенный пополам (срезами вверх) и подогнутый снизу, примерно наполовину всего изображения, кусок темной ткани. «Запáх» слева направо. Имеется пояс в виде белой в узкую синюю полоску тесьмы, завязанный узлом, который располагается спереди. Общая длина 19 см, общая ширина 11 см. Р. Васюган. Юрты Калганакские (?). Остяки.

5093-71аб/2. Изображение духа. На плоскую металлическую антропоморфную фигурку на- дет халат с рукавами, выполненный из белой с коричневым узорной ткани, затем — еще один, синий в красную и голубую полоску. Все это завернуто в лоскут ткани белого цвета. Верхняя одежда — халат из ткани серого цвета. Стан выполнен из одного куска ткани, имеет плечевые швы. Рукава прямые, с одним швом, под мышками отверстия. Правый рукав заложен за спину. Халат снабжен широким трапециевидным воротником из ткани коричневого цвета. Полы запах- нуты слева направо. Поверх халата проходит пояс из полосы белой в розовый горох ткани, за- вязанный спереди. Под одеждой помещено два длинных узких мешочка из коричневой с крас- ным ткани («обувь»). Общая высота 28 см.

5093-72. Изображение духа. Плоская металлическая антропоморфная фигурка завернута в халат из розовой с цветочным узором хлопчатобумажной ткани. Поверх него надета рубаха из такой же ткани, с составленным из двух полотнищ станом, с рукавами, нагрудным разрезом и воротником. Все это завернуто в красный с узором ситцевый платок, сложенный по диагонали («запáх» справа налево) и дважды обернуто полоской красной с черным ткани. Узел этого поя- са с одной петлей, расположен сзади посередине. Общая высота 25 см.

5542-8. Деревянная фигурка духа из могилы. На фигурке фрагменты набивного красного с желтым и зеленым ситца, плотно прилегающие к туловищу. Высота фигурки 9,3 см.

Одежда жертвенная (приклад)

В этой части статьи приводятся описания предметов, которые, согласно музейной докумен- тации, относятся к жертвенной одежде.

2416-7. Одежда жертвенная, привязанная к слегка изогнутой ветке. Состоит из 7 халатов, сшитых из синего коленкора. Все халаты прямого покроя, с плечевыми швами. Стан каждого выполнен из одного куска ткани. Рукава вшивные, прямые, с одним швом с лицевой стороны. Имеются отверстия под мышками. Края халатов не обработаны. Все халаты у ворота прикреп- лены к одной узкой полоске коленкора (самый большой из них расположен в центре связки), которая обвязана вокруг ветки. Наименьшая длина халатов 9 см, наибольшая — 13,5 см, наи- меньшая ширина 9 см, наибольшая 11 см, длина рукава 6 см, ширина рукава 3,7 см. Юрты Па- шерцевы близ Обдорска. Остяки.

Н.Ф. Прыткова предположила, что этот предмет мог быть изготовлен в связи с неестест- венной смертью человека [1971, с. 108].

5093-41. Одежда жертвенная торум люпе («одежда бога»). Сшита из белой бязи, распаш- ная, расширяющаяся книзу (полки заходят одна на другую), с плечевыми и боковыми швами. Пройма прямая, рукава вшивные, с одним швом, слегка суживаются к концам. Одежда имеет длинный отложной воротник. Сзади у ворота пришито за угол 7 треугольных кусков той же тка- ни, свободно свисающих вдоль спины. Внутри на воротнике имеется петля. Края одежды не подрублены. Общая длина 63 см, ширина в подоле в сложенном виде 58 см, длина рукав 47 см, наибольшая ширина рукава 21,5 см, наименьшая 15 см, размеры воротника 7,5×48 см, наи- большая длина треугольного куска 40 см, наименьшая — 16 см. Р. Васюган. Юрты Калганак. Остяки.

5093-42. Одежда жертвенная торум люпе («одежда бога»). Выполнена из того же мате- риала, что и предыдущая, совпадает с ней по покрою. Отличия заключаются в том, что у этого экземпляра одежды боковые швы заходят наперед, кроме того, отсутствуют наспинные тре- угольные куски ткани. Длина 103 см, ширина в подоле в сложенном виде 83 см, длина рукава 53 см, наибольшая ширина рукава 22 см, наименьшая 13 см, размеры воротника 13,5×44,5 см. Р. Васюган. Юрты Озерные. Остяки.

5093-43. Одежда жертвенная торум люпе («одежда бога»). Сшита из черного коленкора, распашная, с плечевыми швами. Спинка и полки прямые, боковые детали треугольной формы, начинаются от рукавов. Рукава прямые, широкие, к концам не зашиты. Полки вместе с воротом обшиты шестью неподрубленными полосами светлого набивного ситца, концы рукавов — пя- тью. У ворота изнутри пришита петля из той же ткани, что и халат. Швы выполнены белыми нитками, все срезы одежды не обработаны. Длина 109 см, ширина в подоле в сложенном виде 90 см, длина рукава 60 см, ширина рукава 25 см, ширина полос ткани 5–5,5 см. Р. Васюган. Юр- ты Озерные. Остяки.

5093-44. Одежда жертвенная торум люпе («одежда бога»). Сшита из черного цветистого ситца, распашная, с плечевыми швами. Спинка прямая, в правый боковой шов вставлено два клина, в левый — три. Рукава суживаются книзу, с маленькой треугольной ластовицей. Одежда имеет прямоугольный отложной воротник, составленный из двух кусков ситца. Все срезы не обработаны. Длина 104 см, ширина в подоле в сложенном виде 88 см, длина рукава 66,5 см, наибольшая ширина рукава 25 см, наименьшая 14,5 см, размеры воротника 19×61 см. Р. Васюган. Юрты Озерные. Остяки.

5093-45. Одежда жертвенная торум люпе («одежда бога»). Сшита из черного коленкора, распашная, с плечевыми швами. Спинка прямая, полки вверху заложены в складки. В боковых швах имеются треугольные клинья. Рукава суживаются книзу, левый рукав с двумя швами, пра- вый с одним. Под мышками вставлены треугольные ластовицы. Воротник широкий, со слегка закругленными краями. Все срезы одежды не обработаны. Длина 106 см, ширина в подоле в сложенном виде 107 см, длина рукава 56 см, наибольшая ширина рукава 28 см, наименьшая 15 см, размеры воротника 13×55 см. Р. Васюган. Юрты Озерные. Остяки.

5093-79. Одежда жертвенная торум люпе («одежда бога»). В виде халата из белого колен- кора, с плечевыми и боковыми швами. Полки и спинка прямые, все эти детали одного размера. Спинка у ворота заложена в крупные сборки. Рукава широкие, прямые, вшиты ниже линии пле- ча. Воротник из прямоугольного куска ткани. Все края одежды не обработаны. Длина 103 см, ширина в подоле в сложенном виде 52 см, длина рукава 54 см, ширина рукава 26 см, размеры воротника 20×54 см.

5823-73/1-3. Одежда духа лэнг сах. В виде трех халатов, вложенных один в другой. Два из них сшиты из светлой хлопчатобумажной ткани, третий из темной шелковистой. Покрой прямой, одинаков для всех. Стан состоит из одного куска материала, имеются плечевые швы. Рукава прямые, вшивные, с одним швом, под мышками отверстия. У ворота каждого халата по паре завязок. Все края, кроме края рукавов, подрублены. Данные халаты являются прикладом, сши- тым по обету духу. Находились в шайтанском амбарчике в районе р. Бобровки (бассейн Казы- ма). Длина 21 см, ширина 13 см. Ханты.

6730-3. Одежда вон-юнг лепы. Сшита из черной диагонали. Распашная, с плечевыми шва- ми, отрезной спинкой, на талии заложена в сборки. Нижняя часть выполнена из одного куска ткани. Рукава вшивные, воротник-стойка. У ворота и у талии имеется по паре завязок. Одежда украшена строчкой, выполненной белыми нитками: вдоль пол и подола — зигзаг в сочетании с прямой линией, по краям рукавов — прямая линия. Все края одежды подрублены. Она была изготовлена в 1971 г. Ф.Н. Синарбиной (1922 г.р.) в качестве дара лесному духу. Длина 55 см, ширина в подоле в сложенном виде 44,5 см, длина рукава 19 см, ширина рукава 8,5 см, ширина воротника 5 см. Томская обл., Каргасокский р-н, п. Новый Васюган. Ханты.

7000-2. Халат жертвенный. Сшит из белой хлопчатобумажной ткани. Туникообразный, с бо- ковыми швами. Внизу между спинкой и полами вставлены небольшие треугольные клинья. Бо- ковые полотнища имеют форму трапеции. Рукава пришивные, с двумя швами, над боковинами пришиты непосредственно к центральному полотнищу. Все края ткани, кроме ворота, не обра- ботаны. Вырез горловины имеет треугольную форму, узкий подгиб со стороны полок и широкий со стороны спинки, где на уровне шейного позвонка зашита монета. На полках в районе груди пришито по одной завязке с каждой стороны из той же ткани, что и халат. Является приношени- ем домашнему божеству с целью обеспечения здоровья детей и семейного благополучия. Та- кие халаты хранились в берестяной набирушке или в узелке в левом (женском) углу. Данный экземпляр взят из заброшенного дома, хозяева которого переехали в новый дом, построенный рядом со старым. В случае переезда приклады домашним духам-покровителям остаются в ста- ром доме. Длина 100,5 см, ширина с рукавами 143 см, ширина в подоле в сложенном виде 73 см, длина рукава 48 см, ширина рукава 21 см. Тюменская обл., Октябрьский р-н, д. Верхние Нарыкары. Манси.

7013-25. В описи предмет значится как одежда иттарма — изображения умершего, но внешний вид позволяет считать его жертвенной одеждой. Это халат, сшитый из горизонтальных полос черного сукна, составленных из фрагментов в форме треугольников. Шов двойной, вы- полнен светлыми нитками. Имеются плечевые и боковые швы. Рукава вшивные, со вставками из ровдуги. Правый рукав и полки, а также ворот обшиты сплошной ниткой бисера белого и си- него цвета. Под мышками, особенно с правой стороны, где пришит медный бубенчик, просмат- риваются отверстия. На спинке, в районе талии, пришита полоса набивного красного с белым ситца («пояс»). К правому ее концу привязана полоса красно-желтого ситца. В целом «пояс» имеет два узла. Края одежды не обработаны. Длина 26 см, ширина в подоле в сложенном виде 23 см, длина рукава 8 см, длина «пояса» 16 и 27 см. Северные ханты.

7013-48. Рубаха из красного в мелкий цветочек ситца, туникообразного покроя, с клиньями в боковых швах. Рукава вшивные, прямые, с узкими манжетами. Имеется нагрудный разрез, который, как и воротник-стойка, окантован ситцем другого цвета. У проймы правого рукава при- вязано 6 голубых и красных покупных лент. На самой узкой из них завязано 5 узелков. Длина 73 см, длина рукава 47 см, ширина воротника 4,5 см.

7093-49. Одежда жертвенная (по описи — модель распашной одежды). Сшита из черного тика, с плечевыми швами. Стан состоит из одного куска материала, боковые швы отсутствуют, из-за чего линия плеча слегка закруглена. Полки расходятся. Рукава вшивные (правый из ко- ричневой ткани, левый из черной), с одним швом, суживающиеся к концам. К вороту пришита полоса черной ткани, слева завязанная узлом. Воротник-стойка со свободно свисающими кон- цами. Правая полка халата подрублена, левая представляет собой кромку ткани. Подол окан- тован серовато-коричневым клетчатым материалом. Все швы одежды выполнены светлыми нитками. Длина 42 см, ширина в подоле в сложенном виде 55 см, длина рукава 14,5 см, наи- большая ширина рукава 5,5 см, высота капюшона 6 см.

Краткий анализ приведенных здесь материалов позволяет сделать несколько выводов, подтверждающих уже высказанные исследователями соображения, а также ряд замечаний в плане дальнейшего изучения одежды, которая находится среди предметов культа обских угров.

Прежде всего, наблюдается большое сходство в изображениях семейных духов-покрови- телей и изображений умерших у северных хантов. В том случае, если предметы плохо атрибу- тированы, различить их достаточно сложно. Очевидно, что в группу домашних «божков» изо- бражения умерших не просто попадали в числе других [Иванов, 1970, с. 41], они и являлись семейными духами-покровителями. Это вряд ли относилось ко всем умершим. Возможно, в способах их хранения и «захоронения», разнообразие которых зафиксировано у северных групп обских угров, отражены не только локальные особенности. Наиболее важной здесь представ- ляется роль человека при жизни. Неразрывная связь в данном случае посмертного облика с прижизненным в плане одежды проявляется в том, что одежда семейных духов-покровителй у северных групп обских угров наиболее близка к их реальной одежде, которая сочетает в себе предметы, выполненные из ткани и меха.

У восточных же хантов в одежде семейных (домашних) духов покровителей, видимо, пре- обладает ткань [Кулемзин, Лукина, 1977, с. 133–134]. Именно тканевая «одежда» присутствует на большинстве изображений духов из коллекций МАЭ РАН по восточным хантам. Нужно отме- тить большую роль в данном случае сложенного по диагонали платка или заменяющего его куска ткани. Видимо, следует обращать внимание и на такую деталь как «запáх», т.е. правый или левый край этой «одежды» оказывается сверху.

Очевидны еще некоторые детали, выявляющиеся при анализе приведенных здесь мате- риалов. Это чередование одежды разной длины, причем нередко одна из нижних оказывается длиннее верхней. Причем по материалам северных хантов складывается впечатление, что на- личие нескольких предметов одежды на одном изображении — не просто результат поэтапного дополнения костюма семейного духа новыми деталями. На него надевали одежду всех бытую- щих видов и типов.

Интересен и такой момент. У северных хантов голова фигурки семейного духа-покровителя скрыта в одежде (и сама фигурка на первый взгляд не выявляется). У восточных же хантов го- лова фигурки открыта, выступает над одеждой. Это можно объяснить, видимо, локальными особенностями в представлениях, связанных с духами.

Обращает на себя внимание и то, что в одежде духов северных хантов сочетаются малица без капюшона и одежда типа гуся с капюшоном поверх нее (кстати, крой капюшона одежды изображений духов мехом наружу не всегда соответствует реальному — капюшон может быть пришивным). Возможно, здесь фигурирует более архаичный вариант малицы, а возможно, ка- пюшон нижней одежды — лишняя, неудобная деталь, из-за которой на фигурку сложно надеть еще какую-то одежду. Но если бы это было так, в качестве верхней шили бы одежду больших размеров.

Вызывает вопрос и сочетание на одном предмете из ткани подрубленных и свободных кра- ев. Наиболее распространенный вариант — подшитый подол и не подшитые края рукавов. На первый взгляд подшить края рукавов на такой миниатюрной одежде гораздо сложнее, чем по- дол. Но нельзя забывать, что все предметы культа делались по строго установленным канонам, нарушения вряд ли поощрялись. Необработанные края одежды свидетельствуют о ее принад- лежности существам иного мира. Подшитый, обшитый, окрашенный край — граница. Открытой в одежде духов обских угров, свободной остается и подмышечная зона.

По приведенным здесь материалам наиболее разнообразной выглядит одежда, надевае- мая на изображения духов. Жертвенная одежда — распашная, часто по размерам соответ- ствующая реальной одежде обских угров. По покрою она восходит, видимо, к более ранним ее вариантам, во всяком случае у северных групп.

Возможно, какие-то из приведенных здесь деталей кажутся незначительными, но они не единичны и требуют объяснения, соответственно дополнительного анализа материалов в сфе- ре духовной культуры, что представляет собой тему отдельной статьи.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Бауло А.В. Культовая атрибутика березовских хантов. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2002. 92 с.

Бауло А.В. Домашние (семейные) святилища северных хантов // Археология, этнография и антропо- логия Евразии. 2004а. No 1 (17). С. 89–101.

Бауло А.В. Культовая атрибутика семьи Ептиных-Лонгортовых // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2004б. Т. 10, ч. 2. С. 142–146.

Богордаева А.А. Жертвенная одежда северных хантов в ХХ в. // Вестн. археологии, антропологии и этнографии. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2007. No 8. С. 149–162.

Галкина Т.В., Чиндина Л.А., Лукина Н.В., Горюхин Е.Я. И.М. Мягков как исследователь Сибири // Тр. Том. гос. объединенного историко-архитектурного музея. Томск: Изд-во ТГУ, 1995. Т. 8. С. 165–182.

Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. Новосибирск: Наука, 1990. 232 с.

Гемуев И.Н., Бауло А.В. Святилища манси верховьев Северной Сосьвы. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1999. 240 с.

Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Культовые места (XIX — начало ХХ в.). Новоси- бирск: Наука, 1986. 192 с.

Иванов С.В. Скульптура народов Севера Сибири XIX — первой половины ХХ в. Л.: Наука, 1970. 296 с.

Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Васюганско-ваховские ханты в конце XIX — начале ХХ вв.: Этнографиче- ские очерки. Томск: Изд-во ТГУ, 1977. 225 с.

175

Е.Г. Федорова

Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов: (Восточная группа). Томск: Из-во ТГУ, 1985. 364 с.

Прыткова Н.Ф. Один из источников изучения одежды народов Сибири (на материалах обских угров) // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX — начале ХХ века. Л., 1971 (СМАЭ; Т. 27). С. 101–112.

Сынские ханты. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2005. 352 с.

Федорова Е.Г. Одежда изображений умерших у обских угров в коллекциях Музея антропологии и эт- нографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН // Вестн. археологии, антропологии и этнографии. Тю- мень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2010. No 1 (12). С. 193–201.

Санкт-Петербург, МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН elenfed@kunstkamera.ru

Subject to consideration being clothing of spirits’ images from a collection of Museum of anthropology and ethnography named after Peter the Great (Kunstkamera) of Russian Academy of Sciences. The article gives a detailed description of the articles, paying special attention to certain features of clothing of spirits and sacrificial clothing, which interpretation should be traced in the sphere of spiritual culture of Khanty and Mansi.

The Ob’ Ugrian peoples, clothing, images of spirits, sacrificial clothing, tight cut, loose cut, reindeer fur, fabric.

Источник