•  

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОГОДЫ В ПРАКТИКЕ ОЛЕНЕВОДОВ ПРИПОЛЯР

Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2019. No 4 (47)

https://doi.org/10.20874/2071-0437-2019-47-4-16

Н.А. Лискевич *, И.Ю. Копыльцова **, Л.С. Поршунова **

* ФИЦ Тюменский научный центр СО РАН ул. Малыгина, 86, Тюмень, 625026 E-mail: povod_n@mail.ru ** Музей природы и Человека ул. Мира, 11, Ханты-Мансийск, 628011 E-mail: etnografika@mail.ru

Ключевые слова: Приполярный Урал, коми, манси, ненцы, оленеводство, приметы погоды.

Введение

Система гаданий, предсказаний и примет, связанных с погодой, рассматривается в рамках народной метеорологии [Толстая, 2004, с. 248]. Приметы включены в комплекс наблюдений, определяющих зависимости/закономерности, влияющие на процесс хозяйственной деятельно- сти. Планомерные систематические наблюдения за погодными изменениями позволяли уста- навливать связи между поведением животных, положением светил, атмосферными явлениями, природными звуками, физиологическими ощущениями человека, сновидческими сюжетами и т.п. и возникающими погодными явлениями. Часть таких причинно-следственных связей имеет рациональное объяснение, часть может быть объяснена в контексте симпатической магии, ини- циальной магии. Этнографический сбор и изучение народных примет обычно проводится в кон- тексте исследования хозяйственно-культурных особенностей, фольклора, календарной систе- мы этнических групп (к примеру: [Головнев, 1995, с. 295–379; Кудряшова, 1993, 2007; Хромова, 2004, с. 69; Щепетова, 2007]).

Наша статья посвящена систематизации и анализу народных примет, связанных с прогно- зированием погоды у оленеводов Приполярного Урала, и выявлению экологической и хозяйст- венной обусловленности актуального корпуса примет. Основными источниками послужили ма- териалы полевых исследований авторов, собранные во время этнографических экспедиций 2007, 2012 и 2018 гг. на территории сельского поселения Саранпауль в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа ― Югры, где размещается АО «Саранпаульская олене- водческая компания». Для полевой работы была подготовлена программа исследования с бло- ками вопросов о сезонных приметах, прогнозировании различных метеорологических явлений, долгосрочных предсказаний погоды, зависимости будущих метеоусловий от погоды во время календарных и религиозных праздников, выявлялись наиболее значимые приметы в деятель- ности оленеводов. Нашими респондентами были оленеводы, руководители и специалисты оле- неводческой компании. И в прошлом, и в настоящее время в оленеводческом хозяйстве Саран- пауля заняты представители разных национальностей ― коми, манси, ненцы. Для оленеводов гор- но-таежной зоны, хозяйственная деятельность которых была связана с регулярным передвижением и зависимостью от биологического цикла оленей, наблюдения за погодой были жизненно необхо- димы. Длительное взаимодействие в единых природно-географических условиях привело к скла- дыванию общей системы прогнозирования погоды и ресурса народных метеопримет. Дополнитель- ными источниками стали опубликованные фольклорные материалы, включающие приметы погоды у коми, манси и ненцев [Кудряшова, 2007; Хромова, 2004, Щепетова, 2007].

Фактор погоды в деятельности оленеводов

Метеорологические условия оказывают как прямое, так и опосредованное влияние на со- стояние поголовья оленей. Профессиональные навыки оленевода, его «знание оленей», включают и комплекс традиционных знаний о влиянии факторов среды (погоды, гнуса, снежного по- крова, количества пищи) на поведение стада [Истомин, 2004, с. 60]. Неблагоприятная погода сказывается на здоровье животных и может привести к гибели, а также определяет сроки и ка- чество кормовой базы на пастбищных угодьях. Подробно особенности зооклиматических усло- вий разных сезонов в районах северного оленеводства и их влияние на состояние поголовья оленей рассмотрены И.Г. Грингофом и О.Л. Бабушкиным [2010, с. 279–291]. Во время выпаса управление стадом зависит от различных факторов ― состояния и доступности кормовой базы, рельефа местности, времени суток и метеорологических условий [Бороздин, 1990, с. 141]. В любой сезон для управления оленьим стадом необходимо учитывать направление ветра. По данным К.В. Истомина, в формировании траектории движения оленей первостепенная роль принадлежит природным факторам, в первую очередь направлению ветра [2004, с. 78]. Погод- ные условия влияют на выбор маршрута кочевания, планирование выпаса и чередование паст- бищных угодий. Правильно организованные выпас и приемы управления стадом позволяют соблюдать баланс между нормальным выпасом и перегрузкой пастбищ [Бороздин, 1990, с. 117].

Проблемы зимнего выпаса ― качество кормов, их доступность, малый световой период, снего- пады, бураны, мороз, обледенение снежного покрова. На зимних пастбищах, где основным кормом являются лишайники, имеют значение глубина и твердость снега. Для оленей в этот сезон харак- терно постоянное движение по пастбищу, когда они обходят места для поисков корма, где уже пас- лись [Баскин, 2009, с. 69]. Зимой очень опасны аномальные перепады погоды ― оттепели, чере- дующиеся с морозами. Из-за этого снег покрывается ледяной коркой (настом), что затрудняет до- бычу корма из-под снега, ведет к травмам копыт животных. Обледеневшие пастбища надолго ста- новятся непригодными для выпаса оленей. Опасное погодное явление зимой — буран, сопровож- даемый снегопадом и сильным ветром, это снижает видимость и требует от пастухов дополнитель- ных усилий для управления стадом [Грингоф, Бабушкин, 2010, с. 282].

Весенние трудности — пурга, ветры, непрогнозируемость ледохода, разливы горных рек, долгие весенние заморозки, поздний рост зеленой травы. Для предупреждения случаев рожде- ния слабых телят, которые могут погибнуть вскоре после родов, важенки должны зимой на- брать вес и прийти к месту отела упитанными. Отел происходит, как правило, на постоянной территории, где быстрее сходит снег и земля лучше прогревается. Для защиты от буранов, из- за которых могут погибнуть новорожденные телята, стараются выбрать место, защищенное возвышенностями/особенностями рельефа или лесной порослью, кустами. Важно, чтобы рядом были места с подходящим кормом, чтобы не было снега с настом. Переход на летние пастбища часто осложняется переправой через реки и ручьи. Обычно стараются перейти реку по льду, но если не успели до ледохода ― нужно учитывать скорость движения горных рек, их глубину и ширину разлива, температуру воды.

Летние трудности ― гнус (комары, мошкара, овод), необходимость обеспечивать водопой животным. Поэтому для оленей важно наличие ветра, который отгонял бы кровососущих насе- комых. В середине лета у оленей бывает потребность сбиваться в плотное стадо и бежать на- встречу ветру [Баскин, 2009, с. 68] либо стадом крутиться на одном месте. В этом случае их стараются перегонять в более прохладное место. Излюбленным местом отдыха оленей стано- вятся снежники. Летом преобладает питание зеленой растительностью, молодой зеленью, зе- леным кормом.

Трудности осеннего выпаса — ослабление стадного инстинкта оленей, рассеивание стада, непрогнозируемость появления льда на реках. Осенняя миграция зависит от условий лета и осени. Миграционная мотивация, ярко выраженная весной, осенью проявляется слабее и уско- ряется только при ухудшении погоды ― похолодании, появлении снега [Баскин, 2009, с. 69]. Очень большое значение для позднеосеннего и зимнего выпаса имеет качество корма, что за- висит от того, в каком состоянии трава и ягель ушли под снег. Если снег выпадает после дли- тельного дождя, то лишайники и подснежная зелень будут мокрыми, перемерзшими, покрыты- ми льдом, что снижает их вкусовые качества и может вызвать переохлаждение оленей при по- едании такого корма. Если же снег покрывал сухую землю, без дождя, то питание для оленей будет более качественным. Ранние заморозки без снега вызывают проблемы с водопоем оле- ней, так как неглубокие водоемы могут покрываться льдом.

Краткосрочные метеорологические приметы и предсказания

Для систематизации примет могут быть выбраны различные основания ― календарные се- зоны (весна, лето, осень, зима), изменения температуры (к теплу, к холоду/морозу), атмосферные осадки (дождь, снег, «ненастье») или их отсутствие, объект наблюдения (небесные тела, природные явления, домашние животные, насекомые, птицы, растения и т.п.), хронологическая взаимосвязь (соотношение природных явлений с церковными праздниками), прогнозирование сроков начала хозяйственной деятельности, прогнозирование урожая дикоросов, травы, сроки прогноза ― оперативный, долгосрочный. Выделяются прогнозы краткосрочные ― на ближай- шие день-два и долгосрочные — на месяц, 40 дней, календарный сезон. Краткосрочные прогно- зы обычно были связаны с определением в ближайший день ненастья, дождя, снега, сильного ветра, тепла или мороза. Долгосрочные прогнозы предсказывали длительность весеннего пе- риода, уровень весеннего разлива воды, направление доминирующего весеннего ветра, сте- пень дождливости лета, урожайность дикоросов, высоту снежного покрова зимой.

Атмосферные явления и небесные светила. На восточных склонах Урала северный и вос- точный ветер предвещали непогоду, дождь, ненастье, в зимнее время северный ветер нес мо- роз, а западный ― теплую погоду. На западных склонах северо-западный ветер приносил ту- ман и дожди. Южного ветра, как отмечают оленеводы, у них почти не бывает. С атмосферным давлением и направлением ветра были связаны приметы с движением дыма и разгоранием огня. Если дым шел «трубой»/«столбом» ― это предвещало ясную морозную погоду зимой и теплую летом, особенно если ветер был с запада. Дым «давит к земле», к тому же при восточ- ном ветре,― к ненастью. Перед непогодой плохо разгорался огонь, к хорошей погоде или к мо- розу огонь занимался сразу и горел хорошо.

К непогоде была «неполная», т.е. не всех цветов, радуга. Яркое северное сияние зимой связывали с грядущей пургой, причем чем сильнее было сияние, тем более бурной и ветреной ожидалась погода. В то же время летнее северное сияние предвещало потепление. О возмож- ных осадках судили в летнее время по росе: если к утру не выпала роса, то может пойти дождь. Скопление тумана и его сосредоточение на склонах и вершинах Уральских гор, в первую оче- редь на вершинах Неройки и Сабли, указывало на возможный дождь, ухудшение либо улучше- ние погоды: «Туман как шапка на вершине или вверх поднимается ― к дождю»; «Макушка чистая, внизу туман ― прояснится»; «Туман вниз давит ― к хорошей погоде».

Ясные и яркие звезды зимой предвещали холод, а летом ― тепло. Если они при этом еще и мерцали, то ожидался сильный ветер. Фаза луны и ее расположение также могли свидетельство- вать о грядущей погоде, особенно при наступлении холодного времени. Растущая луна, наклонив- шаяся вперед, предсказывала тепло; стоящая прямо ― «нормальную» погоду, а сильно упавшая назад ― холод. В полнолуние «чистая» луна предвещала два дня мороза. Круг (гало) вокруг луны обещал снег, размер круга показывал масштабы снегопада: «большой круг ― к большому снегу». С солнцем были связаны наблюдения цвета заката: красный закат ― к ветру на следующее утро, ясный цвет солнца ― «назавтра будет хорошая погода».

Звуки. Определение ближайшей погоды проводилось по звучанию эха, хрусту снега, шуму реки, крикам птиц и пр. Звонкое эхо зимой слышалось летом к ясной погоде, зимой ― к морозу: «Испокон веков ‘ела’/эхо, это звук к морозу, очень далеко слыхать, отдается». И, напротив, глухое звучание эха означало перемену к ненастью. В зимнее время, когда начинало сильно промораживать, хорошо слышались различные природные трески, снег начинал хрустеть ― «Снег хрустит к морозу». По течению реки примечали разницу в шуме воды: «Внизу шумит к непогоде»; «У вершины шумит ― к хорошей погоде».

Птицы, насекомые, земноводные, домашние животные, деревья. Изменение погоды про- гнозировали по крикам и пению птиц, высоте их полета. «Скрипучие» крики ястреба, чайки (ха- лея), черного дятла, гагары, протяженный свист кулика, частое карканье вороны предвещали дождь: «Вверху летает, кричит — вот, значит, дождь пойдет»; «Халей высоко кричит — к дождю, грозе»; «Кулик летает высоко и кричит — к дождю»; «Когда гагара высоко кричит, и иногда прямо часто — это тоже к дождю»; «Гагара кричит к плохой погоде. Какой-то крик у них есть, по-другому кричат»; «“О, гагара сильно орет!”, значит, дождик будет». Перед окончанием непогоды птицы начинали весело петь. Холодной весной была примета — если кукушка начала куковать, то скоро потеплеет.

Низкий полет птиц небольшими стаями мог предвещать непогоду. Вероятно, изменение по- ведения птиц было связано с активизацией насекомых перед дождем — больше становилось комаров и мошек, они больнее кусались. Перед грозой намного воинственнее становились ово- ды — «кусают всех (людей, собак, оленей)». Период оживления оводов, по наблюдениям оле- неводов, длился «от грома до грома» или «от грозы до грозы»: «Оводы-то в один гром появляются, а в другой гром умирают». Громкий регулярный стрекот кузнечиков в начале первой половины лета показывал, что трава «наполнилась», ее можно было косить. А если кузнечики вдруг смолкали, значит, ожидался дождь. К осадкам убыстрялось движение муравьев: «Если муравьи быстро бегают — к дождю». Погоду примечали по цвету и плотности шкурки лягушки: «Когда твердая и черная, это к плохой погоде лягушка. А когда хорошая лягушка и блестит, это к хорошей погоде».

Изменения в поведении домашних животных обычно предполагали непогоду, зимой — снег, буран, летом — дождь: «Если олени начинают бегать, играть — к перемене погоды, будет пурга в горах»; «Собаки валяются, играются — погода испортится. Зимой валяется — пурга будет»; «Вечером если собаки валяются, играют — то снег будет. Не знаю точно. Валяются если, то погода испортится, ветер будет, — собаки шибко валяются»; «Собака траву ест — к дождю». Но если олени начинали лизать свои лапы — то это предрекало близящееся тепло.

Среди объектов наблюдения при предсказании погоды у оленеводов было мало растений; замечали только, что если деревья опускают ветки — то это к дождю.

Физиология человека. Сны. Состояние человека также могло предсказывать метеоизмене- ния. Наиболее часто встречаются приметы, связанные со звоном или зудом в ушах; ломотой, бо- лью на месте перелома костей, «нытьем» конечностей. Считается, что такие ощущения появля- ются перед непогодой, зуд в ушах — перед сильным похолоданием. С переменой погоды связы- ваются некоторые сюжеты сновидений. Самым распространенным примером являются сны с участием покойника: «Ой, покойник приснится — это точно погода изменится!»

Долгосрочные прогнозы

Долгосрочные прогнозы обычно касались погоды на текущий или ближайший сезон. В основ- ном прогнозы делались в отношении скоротечности или длительности сезона, направления ветра, устойчивости температурного режима и приоритетной влажности, глубины снега, уровня воды в весенний разлив, грядущего урожая дикоросов. Такие наблюдения были связаны с состоянием по- годы на некоторые церковные праздники, поведением и сроками прилета птиц, поведением насе- комых, яркостью и количеством звезд.

Возможный уровень воды в половодье определяют по гнездованию стрижей — если гнезда высоко делали, то будет высокая вода. Перед большим наводнением муравьи покидали свои муравейники, которым грозило затопление; «Перед наводнением все эти мандалы (торфяные бугры) перед домом обходила и нигде не нашла, муравейников вообще нету. Они все ушли перед наводнением». По первой перелетной стае птиц прогнозируют высоту снега: «Если высоко летят — значит глубокий. Если низко — не очень глубокий»; «Утки, гуси высоко летят — снег глубокий будет, низко летят — мало снега». Если осенью гуси улетали рано, то это пред- вещало ранние холода.

В Евдокиев день (14 марта, день Святой преподобномученицы Евдокии) смотрели погоду: «какая погода, такая и весна». О затяжном характере весеннего климатического сезона либо его скоротечности узнавали по времени прилета вороны, по треску дятла в марте: «Если дятел ʻторачʼ долго трещит: тррр! тррр! — это длинная весна. Если долго не стучит: тр, тр — это весна будет короткая». Вехой для определения сроков наступления летнего тепла было 22 мая — день святого Николая Чудотворца (Николаев день): кукушка могла «закричать» на неделю раньше, что было предвестником скорого тепла, либо позже, что означало сохранение холодов: «А кукушка в Николаев день, 22-е мая: если ранняя весна, если рано закричит — бы- вает, что на неделю раньше кричит, а бывает позже на неделю. Ой, че-то нынче... Мы до того привыкли уже, мы весной уже ждем: на улицу выходишь и прислушиваешься. А нынче сильно плохо кукушка кричала. Мало было, и сильно мало кричала. Не знаю, почему так. Если ранняя весна, значит, рано приходят. А если длинная, значит, ой, затяжная весна будет...» В Егорьев день/ʻЕхур лунʼ (6 мая, день великомученика Георгия Победоносца) примечали в ос- новном ветер: «Если северный, значит, 40 дней будет почти северный. Не каждый день, но все равно прохладно будет»; «Погода как на Егория будет держаться 40 дней».

Количество летних осадков предсказывали по цвету косточки с груди (ʻкöрʼ) первого добы- того чирка, обычно это было на Егорьев день. Если косточка была чистой, светлой, без пятен — это предвещало хорошее лето. Если косточка была коричневого/бордового/красного цвета или в крапинку — лето будет «мокрое» или с переменной погодой: «У чирков-то, когда первые прилетают, убивают и смотрят, на груди эта косточка большая: какое будет лето. Если мокрое лето, оно все будет коричневое такое. А если чистое, она чистая. Там крапинки. Надо смотреть, она чистая или бордовая. Это сто процентов показывает»; «Если вся спинка в красных пятнах, лето будет непостоянное, а когда только ее передняя часть белая, а средняя и задняя — красные, начало лета ясное, а остальная часть дождливая» [Щепетова, 2007, с. 22].

Бытуют и приметы, предсказывающие урожай дикоросов, которые имели большое значе- ние в пищевом рационе оленеводов: «Если перед Пасхой много звезд — будет много ягод»; «Весной кукушка прилетела раньше, чем первый гром прогремел — морошки не будет».

Объяснение метеопримет

Многие приметы имели рациональное объяснение, связанное с атмосферными измене- ниями. При понижении давления и определенном направлении ветра пригибается дым от очага в соответствующую сторону, появляется туман на склонах и вершинах гор: «Даже печка гово- рит. Если тяги нету, значит, давление низкое. Значит, дождь может быть. Если тяга хо- роша — давление высокое»; «...или к лучшему меняется, или к худшему. Эта шапка на вер- шине исчезает потом. Или тут же, наоборот, обволакивает все, и ниже-ниже давит — это погода меняется, портится. На перевал смотрю — и облака на глазах появляются. Не было облака, а тут раз-раз-раз — было чистое небо, и все. Видимо, прижимает. Меняется атмо- сферное давление, и тут же облака на глазах появляются. Смотришь, там ветер, облако исчезнет и опять появится. Издалека видно. Полчаса наблюдал, все больше и больше обла- ков стало. Смотрю, там и там — везде появились облака» (Валей А.П.). Изменение поведе- ния животных, птиц, насекомых также зависит от скачков атмосферного давления. Активизиру- ются паразиты «блошки, вошки, мошки», начинают тревожить животных, а те, в свою очередь, показывают «нехорошую погоду» оживлением в поведении, излишней встревоженностью, рез- кими звуками или, наоборот, затиханием, оцепенением. Яркость, обилие и мерцание звезд обу- словлено отсутствием облаков и движением воздушных масс, ветром на большой высоте. Из- менение тональности природных звуков (эха, тресков, хруста, шума воды и т.п.) определяется атмосферными условиями — давлением, влажностью: «...если звонкое, значит, давление вы- сокое. Если глухое, значит, непогода тоже. Сырость, она же нейтрализует звук. А когда звонко, оно... Оно льется. Допустим, в хорошую погоду деревья трескаются, а в непогоду оно такое глухое, все давит, и не звонкое. И река не звонкая» (Валей А.П.).

Наблюдения за погодой являются важной составляющей в работе оленеводов, метеоусло- вия определяют приемы выпаса, движение стада, смену пастбищ. Оптимальным для оленево- дов был ровный погодный режим. Долгосрочные прогнозы помогают психологически подгото- виться к возможным метеоусловиям сезона, при этом можно отметить критическое отношение к тем приметам, которые «срабатывают» не каждый год и их надежность не гарантирована. Ком- плекс примет для оперативного прогнозирования включает способы определения направления и скорости движения ветра, изменения температуры и влажности, ожидаемых осадков. К таким приметам, особенно рационально объясняемым, доверия было больше: «Это сходится»; «Это сто процентов правда». Постоянное отслеживание природных изменений дает возможность оценить многолетние перемены климатических условий. По мнению оленеводов, реки покры- ваются льдом позже, что влияет на сроки перехода к забойному пункту, больше стало аномаль- ных явлений — резких заморозков, неожиданных оттепелей, сильных морозов, обильных снего- падов, стирается граница между климатическими сезонами. Появилась версия об оттаивании торфяников, так как на «мандалах» (торфяных буграх на болотах) стали засыхать кедры. По мнению местных жителей, это происходит из-за того, что мерзлота внутри бугров тает и почва заболачивается.

Выводы

Таким образом, практические знания и навыки оленеводов включают умение оперативного и долгосрочного наблюдения за погодой, опыт прогнозирования и оценки изменений гидроме- теоусловий, возможность определения их влияния на состояние кормовой базы, поведение и здоровье оленей. Комплекс различных примет позволяет определить ближайшие погодные из- менения либо предсказать перспективы сезонных особенностей — сроки прихода вес- ны/лета/зимы, дождливости и температуры лета, глубины снега зимой, непогоду, дождь, снег, пургу, ветер, холод, мороз, тепло и другие метеорологические изменения. Для определения ближайшей погоды смотрели на направление ветра в горах, наличие и расположение тумана в горах, цвет заката, мерцание звезд, ореол вокруг луны, красоту северного сияния, качество разносившихся звуков (глухие или звонкие), тягу огня и движение дыма, форму облаков, крики

199

Н.А. Лискевич, И.Ю. Копыльцова, Л.С. Поршунова

птиц, поведение животных — оленей, собак, насекомых. Большей частью эти приметы имеют рациональное объяснение, связанное с изменением атмосферного давления и влажности. В ходе многолетних наблюдений за погодой у оленеводов складывается мнение о некотором смягчении климата и повышении количества аномальных погодных явлений, нехарактерных для своих сезонов.

Благодарность

Авторы благодарят за помощь в сборе полевого материала жителей с. Саранпауль и д. Щекурья Бе- резовского района Ханты-Мансийского автономного округа ― Югры Анатолия Прокопьевича Валея, Дани- лу Васильевича Вынгилева, Василия Васильевича Канева, Наталью Петровну Каневу, Галину Николаевну Ларионову, Александру Егоровну Рокину, Семена Яковлевича Хозяинова.

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, научный проект No 18-49-860006 р_а (рук. Л.С. Поршунова), и в рамках госзадания — проект No АААА-А17-117050400150-2.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Истомин К.В. Этноэкологическая характеристика коми-ижемского оленеводства: Дис. ... канд. ист. наук. Сыктывкар, 2004. 202 с.

Баскин Л.М. Северный олень: Управление поведением и популяциями. Оленеводство. Охота. М.: То- варищество науч. изданий КМК, 2009. 284 с.

Бороздин Э.К., Забродин В.А., Вагин А.С. Северное оленеводство. Л.: Агропромиздат, 1990. 240 с. Головнев А.В. Говорящие культуры: Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 607 с. Грингоф И.Г., Бабушкин О.Л. Климат, погода и пастбищное животноводство. Обнинск: ВНИИГМИ-МЦД,

2010. 352 с.
Кудряшова В.М. Коми народные приметы. Сыктывкар: Эском, 2007. 192 с.
Кудряшова В.М. (Сост., вступ. ст.). Коми народные приметы. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1993. 192 с. Перевозчикова Т.Г. Приметы и поверья удмуртов о погоде // Фольклор и этнография удмуртов: Обря-

ды, обычаи, поверья. Ижевск, 1989. С. 44–84.
Толстая С.М. Метеорология народная // Славянские древности: Этнолинг. словарь: В 5 т. М.: Между-

нар. отношения, 2004. Т. 3. С. 248–252.
Хромова А.М. (Сост.). Фольклор манси Северной Сосьвы. Томск: Изд-во ТГУ, 2004. 76 с.
Щепетова О. Приметы в культуре коми-народа // Дорогою предков идущие: Материалы детских этно-

культурных экспедиций. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. С. 19–26.

N.A. Liskevich *, I.Yu. Kopyltsova **, L.S. Porshunova **

* Tyumen Scientific Centre of Siberian Branch RAS Malygina st., 86, Tyumen, 625026, Russian Federation E-mail: povod_n@mail.ru ** Museum of Nature and Man Mira st., 11, Khanty-Mansiysk, 628011, Russian Federation

The present article considers a complex of various signs used for predicting significant weather phenomena in the practice of reindeer herders from the Subpolar Urals. The authors obtained empirical data in the course of ethnographic expeditions (2007, 2012 and 2018) by conducting semi-structured interviews with hereditary reindeer herders, managers and specialists from the reindeer herding company of Saranpaul village (Beryozovsky District, Khanty-Mansi Autonomous Area — Yugra). Systematisation along with the thematic classification of the field data revealed that the practical knowledge and skills of reindeer herders include prompt and long-term weather observation, experience in predicting and evaluating changes in hydrometeorological conditions, the ability to determine their impact on the food supply, as well as on the behaviour and health of deer. A complex of various signs helps to predict short-term weather changes or seasonal prospects: incoming of spring / summer / winter, rainy weather and summer temperature, snow depth in winter, bad weather, rain, snow, snowstorm, wind, cold, frost, heat and other meteorological changes. For making a short-term forecast, the following points are taken into account: wind direction in the mountains; presence and location of fog in the mountains; colour of sunset; twinkling of stars; halo around the moon; beauty of Northern Lights; quality of carried sounds (voiced and voiceless); fire draught and smoke movement; cloud form; bird cries; and animal behaviour (deer, dogs, insects). For the most part, these signs are rationally explained by changes in atmospheric pressure and humidity. As a

WEATHER FORECASTING IN THE PRACTICE OF REINDEER HERDERS

FROM THE SUBPOLAR URALS

200

Прогнозирование погоды в практике оленеводов Приполярного Урала

result of long-term weather observations, reindeer herders have noted certain climate mitigation, as well as an increase in the number of anomalous weather phenomena, which are uncharacteristic of their seasons.

Key words: Subpolar Urals, Komi, Mansi, Nenets, reindeer herding, signs of weather.

REFERENCES

Baskin L.M. (2009). Reindeer: Мanagement of behavior and populations. Reindeer herding. Hunting. Mos- cow: Tovarishchestvo nauchnykh izdatelstv KMK. (Rus.).

Borozdin E.K., Zabrodin V.A., Vagin A.R. (1990). Reindeer herding. Leningrad: Agropromizdat. (Rus.). Golovnev A.V. (1995). Talking Cultures: Samoyed end Ygrian Traditions. Ekaterinburg: UrO RAN. (Rus.). Gringof I.G., Babushkin O.L. (2010). Climate, weather and grazing. Obninsk: VNIIGMI-MCD. (Rus.). Khromova A.M. (Ed.). (2004). Folklore Mansi of Northern Sosva. Tomsk: Izdatelstvo Tomskogo un-ta. (Rus). Kudryashova V.M. (2007). Komi folk applied. Syktyvkar: Eskom. (Rus.).

Kudryashova V.M. (Ed.). (1993). Komi folk applied. Syktyvkar: Komi kn. izd-vo. (Rus.).

Perevozchikova T.G. (1989). Signs and beliefs of the Udmurts on the weather. In: Fol’klor i etnografiia ud- murtov: Obriady, obychai, poveriia (pp. 44–84). Izhesk. (Rus.).

Shchepetova O. (2007). Signs in the culture of the Komi people. Dorogoyu predkov idushchiye: Materialy detskikh etnokulturnykh ekspeditsiy. Khanty-Mansiysk: Poligrafist. (Rus.).

Tolstaya S.M. (2004). Meteorology folk. Slavyanskiye drevnosti: Etnolingvisticheskiy slovar: V 5 t. Т. 3. Mos- cow: Mezhdunarodnyye otnosheniya. (Rus.).