•  

РЕЦЕНЗИЯ НА КАТАЛОГ «УЛЬЧИ» ИЗ СОБРАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО МУЗЕЯ им. Н.И. ГРОДЕКОВА1

Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2020. No 2 (49)

РЕЦЕНЗИИ https://doi.org/10.20874/2071-0437-2020-49-2-16

Союз театральных деятелей РФ Страстной бульвар, 10, Москва, 107031

E-mail: elena.glebova@mail.ru

РЕЦЕНЗИЯ НА КАТАЛОГ «УЛЬЧИ» ИЗ СОБРАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО МУЗЕЯ им. Н.И. ГРОДЕКОВА1

Ключевые слова: Нижний Амур, ульчи, традиционная культура, научная каталогизация.

На современном этапе для исторической науки большое значение приобретают музейные собрания, выступающие потенциальным информационным ресурсом и позволяющие исследо- вателям извлекать дополнительные факты и вводить в научный оборот новые источники. В этой связи важную роль играет научная каталогизация коллекций как одна из форм научно- фондовой деятельности музейных учреждений. Авторы ряда этнографических музееведческих исследований подчеркивают, что данное направление становится важнейшим в работе отече- ственных музеев, поскольку музейные предметы являются подлинным свидетельством и дос- товерным доказательством исторических фактов, обращение к ним существенно стимулирует развитие научных направлений, позволяет разнообразить тематику, обогатить исследования новыми фактами [Патрушева, 2016, с. 327; Рыгалова, Рыгалов, 2018, с. 136].

В результате многолетней работы центральных этнографических музеев создана система научного описания коллекций, используемая для изучения и описания предметов в музеях со- ответствующего профиля, в том числе при составлении каталогов, которые в силу их высокой информативности могут использоваться в исследовании как вспомогательный или самостоя- тельный источник [Рыгалова, Рыгалов, 2018, с. 136]. Образцами каталогизации этнографиче- ских коллекций могут служить издания МАЭ (Кунсткамера) РАН, в том числе каталоги «Тлинки- ты» (2007), «Эскимосы алютиик» (2010), «Алеуты» (2014) [http://www.kunstkamera.ru]. Наряду с центральными, региональные российские музеи также проводят планомерную работу по атри- буции, описанию, систематизации и публикации своих этнографических вещественных источни- ков, которые нередко содержат значимые для этнографической науки материалы и способст- вуют сохранению историко-культурного наследия конкретного региона. В качестве примеров можно привести каталоги археологических и этнографических коллекций «Музея Природы и Человека» Ханты-Мансийского автономного округа — «Серебро древней Югры» (2012), «Пой- ковская коллекция» (2018), «Сибирское дефиле: традиционная одежда русского населения Обь-Иртышья (середина XIX — начало ХХ в.)» (2007) [http://www.ugramuseum.ru].

В числе первых каталогов Сахалинского областного художественного музея — «Декоратив- но-прикладное искусство народов Дальнего Востока» (2000). В нем представлено 89 предметов традиционного искусства чукчей, коряков, якутов, эвенов, эвенков, нанайцев, ульчей, удэгейцев, негидальцев, ороков и нивхов из музейного собрания. Предметы систематизированы по разделам «Мелкая пластика и гравюра» (кость), «Утварь и ритуальная пластика» (дерево, береста), «Традиционная одежда» и т.д. [Марамзина, 2000]. В 2018 г. на Сахалине вышло еще одно из- дание этнографической направленности — «Сахалинские корейцы: каталог коллекций из соб- рания Сахалинского областного краеведческого музея (1945–2018 гг.)», включающее 616 пред- метов, документов и фотографий, отражающих богатую историю этого народа, проживающих на острове Сахалин [http://sakhalinmuseum.ru].

Одним из российских музеев, где на протяжении 15 лет планомерно осуществляется перспек- тивная программа научной каталогизации, является Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродеко- ва, этнографическое собрание которого насчитывает более 5000 тыс. предметов материальной и духовной культуры коренных народов Нижнего Амура [https://hkm.ru]. Первым в этой серии стал каталог «Орочи-удэhе», составленный в 1913 г. В.К. Арсеньевым, который занимал с 1910 по 1919 г. должность директора Хабаровского краеведческого музея. Машинописный экземпляр каталога 177 предметов, собранных с 1894 по 1913 г., выстроенный по тематическому принципу и снабжен- ный пояснительными статьями и историко-этнографическим очерком, хранился в фондах музея и был опубликован в авторской редакции только в 2005 г. [Арсеньев, 2005].

Продолжили эту программу каталоги «Негидальская коллекция Хабаровского краевого му- зея им. Н.И. Гродекова» [Лебедева, 2011], «Сэвэны» — с описанием более 400 уникальных пред- метов культовой скульптуры конца XIX в. — 2010 г., отражающих религиозные представления и традиционное мировоззрение коренных народов Дальнего Востока России [Титорева, 2012], «Кухонная утварь коренных народов Хабаровского края» [Муллоянова, 2012]. В последующие годы в свет вышли каталоги «Айны» (2013), «Орочи», «Эвены» (2014), «Нивхи» (2015), вводя- щие в научный оборот богатое историко-культурное наследие и малодоступные для иногород- них исследователей этнографические и иные источники из собрания Гродековского музея. Эти каталоги привлекли внимание этнологов, часть из них получила положительные рецензии [Люби- мова, 2019]. К сожалению, на официальном сайте Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гро-декова имеется лишь краткая информация об этих изданиях, отсутствует полнотекстовый доступ к ним, что значительно затрудняет работу исследователей из других регионов. Кроме того, все ката- логи изданы небольшими тиражами (1000 экз.) и это обстоятельство делает их библиографиче- ской редкостью.

Рецензируемый в данной публикации каталог «Ульчи» ― одно из последних изданий Хаба- ровского краевого музея им. Н.И. Гродекова, которое всесторонне представляет материальную и духовную культуру одного из восьми коренных малочисленных народов края (рис.). Оседлые тунгусо-маньчжуры ульчи (самоназвания — нани, ульча) традиционно населяли низовья Амура, в основном территорию современного Ульчского района Хабаровского края. По данным пере- писи 2010 г., их численность составляла 2,6 тыс. чел. В прошлом главной отраслью традиционного хозяйства ульчей являлось рыболовство (морская и таежная охота имели второстепенное значе- ние) как сложный комплекс промысловых и обрядовых практик. В системе верований, основанной на шаманизме и анимизме, большую роль играли семейные и промысловые культы, одно из цен- тральных мест занимал медвежий праздник [Смоляк, 1966; История и культура ульчей..., 1994].

Представленная в каталоге коллекция насчитывает 808 предметов, собранных разными по- колениями российских и советских путешественников, ученых, жертвователей, и является од- ной из самых значительных. Она характеризует жизнеобеспечивающие практики, быт, обрядо- вую культуру, шаманизм, а также семейные отношения и воспитание детей ульчей в разные пе- риоды времени — с конца XIX в. по настоящее время. Кроме того, в каталоге имеется 315 фото- графий и негативов, отражающих различные аспекты традиционной и современной культуры ульчей, повседневную жизнь национальных поселений в разные периоды времени.

Каталог создан большим авторским коллективом сотрудников музея, специалистов в об- ласти музейного дела, исследователями этнографии народов Хабаровского края Г.Т. Титоре- вой, М.В. Осиповой, В.Б. Малакшановой, О.Х. Муллояновой, К.Я. Пересыпкиной. К работе по со- ставлению каталога привлекались известные ульчские мастера декоративно-прикладного искусства И.П. Росугбу, Л.Б. Хатхил, Ю.Н. Куйсали, лингвист Т.В. Ангина. Таким образом, изданию каталога, характеризующего состав ульчской коллекций Гродековского музея, предшествовали серьезные источниковедческие, музееведческие, искусствоведческие, этнографические исследования.

Издание состоит из шести разделов: «Ульчи: историко-этнографический очерк», «История формирования ульчской коллекции», «Каталог этнографической коллекции», «Каталог фото- графий и негативов», «Источники и литература, «Приложения». Публикация артефактов предваряется обстоятельным историко-этнографическим очерком, где авторы анализируют дли- тельный процесс формирования научного знания об ульчах, первые сведения о которых встре- чаются в записках русских первопроходцев XVII в., более подробные — в отчетах исследовате- лей XIX в. Ф.Б. Шмидта, П.П. Глена, Л.И. Шренка. Подчеркивая, что вопрос о происхождении ульчей как этнической общности до сих пор остается открытым, а существовавшие предполо- жения связывали этот народ с монголами, тунгусскими оленеводческими племенами, авторы ссылаются на Л.И. Шренка, написавшего в 1883 г., что этот народ «чисто Амурский», а также на А.М. Золотарева, проводившего в 1930-х гг. на Амуре полевые исследования и определившего, что ульчи — конгломерат, имеющий палеоазиатские, центрально-азиатские, восточно-сибирс- кие и маньчжурские корни [Малакшанова и др., 2017, с. 7].

Рассматривая немногочисленную историческую и этнографическую литературу об ульчах, соста- вители отмечают, что основы историографии этого народа заложили Л.И. Шренк, Р.К. Маак, А.П. Сильницкий, А.М. Золотарев и другие исследователи, работавшие на Нижнем Амуре в конце XIX — начале XX в. Большой вклад в изучение ульчей внесли советские этнографы С.В. Иванов, А.В. Смоляк, современные этнологи и лингвисты П.Я. Готмахер, Т.В. Мельникова, С.В. Ангина. Давая общую характеристику этнической культуры ульчей, авторы прослеживают ее трансформации в со- ветский и постсоветский периоды, показывают линию преемственности между поколениями, пред- ставляют сегодняшнюю жизнь этого коренного малочисленного народа, рассматривают особенности развития современного этнического искусства, формирование новых культурных традиций.

Раздел «История формирования ульчской коллекции» содержит подробные сведения о том, как по крупицам формировалось это музейное собрание, подчеркивается роль не только известных ученых из Ленинграда, музейных сотрудников из Хабаровска, но и безвестных соби- рателей, энтузиастов, любителей родного края. Ульчская коллекция начала формироваться в конце XIX в., но сведений о большинстве артефактов, поступивших в Хабаровский музей с 1894 по 1914 г., а также имен их собирателей не сохранилось, за исключением одного человека ― ученика 7-го класса Хабаровского реального училища Григория Стрижевского, который в 1913 г. безвозмездно передал музею 27 предметов ульчской культуры из стойбища Ада, снабдив их детальным описанием и получив за это благодарность от В.К. Арсеньева [Там же, с. 223]. В конце 1920-х гг. коллекция пополнялась работавшими в тот период в экспедициях на Нижнем Амуре учеными-этнографами С.В. Ивановым, Н.К. Каргером, Е.Р. Шнейдером.

«Золотой фонд» ульчской коллекции сложился в 1959 г., когда сотрудником Хабаровского краеведческого музея Г.В. Таскаевой из экспедиции в села Ульчского района Богородское и Бу- лава были привезены 65 вещевых предметов, в том числе орудия промысла, предметы быта, традиционная одежда [Там же, с. 34]. Особую ценность имеют женская свадебная меховая ша- почка тугдемэ апу с ушками рыси, датированная 1920 г., и вышитый воротник-пелерина сини середины XIX в. из меха соболя, экспонировавшиеся на многих российских и зарубежных выстав- ках [Там же, с. 118–199]. В 1970 г. случайная находка участника экспедиции Хабаровского НИИ микробиологии В.Д. Попова в заброшенном с. Койма обогатила ульчское собрание старинными украшениями, многочисленными ритуальными и бытовыми предметами [Там же, с. 34].

Произведения лучших ульчских мастеров XX в., в том числе традиционная одежда, посту- пали в 1970–1980-е гг. от дальневосточного искусствоведа К.П. Белобородовой, а в результате интенсивной экспедиционной работы сотрудников Хабаровского музея коллекция ежегодно по- полнялась новыми находками. В 2005 г. из с. Дуди привезены вещи известной ульчской шаманки Е.Г. Оберталиной (бубен, куртка и пояс шамана, ритуальная скульптура) и собрание сэвэнов дру- гого известного ульчского шамана А. Коткина, одного из главных информантов видного россий- ского этнографа А.В. Смоляк ― автора фундаментального исследования «Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы Амура)» [1991]. В 2006 г. в с. Ухта был приобретен ценнейший артефакт ― серебряный слиток ямб (ембэ), выступавший в XIX в. средством платежа в Китае и впервые введенный в научный оборот в каталоге «Ульчи» [Малакшанова и др., 2017, с. 186].

Самый объемный раздел в этом издании — «Каталог этнографической коллекции» — со- стоит из девяти подразделов, предметы систематизированы по составу и назначению и харак- теризует основные черты этнической культуры ульчей. Методика описания построена по общей схеме: автор (если известен), название предмета на русском и ульчском (если имеется) языках, время создания предмета, внешнее описание (устройство) предмета, данные о виде материала и технике исполнения, размеры (в сантиметрах), сохранность (если имеются серьезные повре- ждения или нарушение целостности предмета, место и время поступления, собиратель (если известно), учетный и инвентарный номера, участие в выставках и экспозициях (сведения даны с 1990 г.), библиография и воспроизведения.

Подраздел «Орудия промыслов» содержит 53 артефакта, в том числе приспособления для вязания сетей, поплавки, мотовило для веревок, ножи, самострелы, лук, футляры для хранения кремня и трута, охотничьи подвесные принадлежности. Среди наиболее ценных предметов нож (металл, ковка; XVI–XVII вв.), колотушка патьи для добивания рыбы (дерево, резьба; 2-я пол. XIX в.), ножны коптун (дерево, кожа, мех нерпы, металл, ковка, резьба; 2-я пол. XIX в.), нако- нечник копья гида ритуальный (металл, ковка, инкрустация; 2-я пол. XIX в.).

Подраздел «Средства передвижения» содержит всего 7 предметов — фрагменты полоза мутасун для нарт тучи, модель лодки утунги, ошейники уйчэ к собачьей упряжке. К наиболее интересным артефактам относится ошейник собачий праздничный для вожака, выполненный из кожи, ткани, конского волоса, металла и датируемый XIX в. В подразделе «Предметы быта» представлены различной формы короба, корзины, сосуды из бересты и дерева, плетенные из прутьев тальника блюда соро, деревянные корыта ото и песты монпу для приготовления риту- ального блюда из рыбьей кожи моси, постельные принадлежности из текстиля, сумки хурэ для принадлежностей женского рукоделия, а также материалы для изготовления посуды (прутья тальника, нити из корня ивы, берестяные образцы укрепления краев посуды) и др. — всего 163 предмета. К числу наиболее интересных вещей относятся колыбель эмуэ, выдолбленная из цельного куска дерева, и женская сумка хурэ из кожи рыбы и шкурки птиц (2-я пол. XIX в.), риту- альная чаша ото и сосуд хо для согревания алкогольных напитков (начало XX в.).

Самый старый по времени экспонат в подразделе «Ковры» (всего здесь 23 произведения) относится к концу XIX в., мастер неизвестен. Остальные ковры хадасу, сшитые из ткани и укра- шенные вышивкой и аппликациями традиционных орнаментов, создавались в 1950–1980-е гг. известными мастерицами О.Л. Росугбу (1914–1988), А.Г. Черуль (1912–1993), Н.К. Ходжер (1927–2009), Б.Г. Куйсали (1915–1977), сформировавшими это отдельное направление в деко- ративном искусстве ульчей.

В подразделе «Одежда» наибольшее количество предметов (189), отражающих полный комплекс традиционного костюма. К числу наиболее знаковых для культуры ульчей принадле- жат нагрудник женский лэлуэ XIX в. (хлопчатобумажная и шелковая ткань, подшейный волос оленя, кожа; шитье, вышивка, аппликация), концевые подвески пояса маули 2-й половины XIX в.

(хлопчатобумажная ткань, мех, металл, шелковые нити; шитье, вышивка), халат женский амири XIX в. (кожа рыбы, хлопчатобумажные нити; шитье, аппликация), ноговицы ойи 1-й половины XX в. (ровдуга, сухожильные нити; шитье).

Несомненный интерес представляют комментарии к отдельным артефактам, позволяющие проследить частные истории вещей. Например, праздничный халат из шелка XIX в., приобретенный в 1998 г. у З.Г. Дуван, был выменян ее дедом Олонго Дуваном (1884–1980), сахалинским айном по происхождению, у китайского купца, который получил за свой товар лошадей [Там же, с. 153]. Шел- ковый женский свадебный воротник сини 2-й половины XIX в. бытовал в семье К. Росугбу более 100 лет, надевался во время свадебного обряда и на медвежий праздник [Там же, с. 119]. Пояс на- борный чириктэмэ мэнгумэ умали XIX в., выполненный из серебра и бронзы, бытовал в ульчском роду Дечули и передавался по наследству младшему в семье сыну, считался родовой ценностью. В 1995 г. он был приобретен у З.П. Дечули, к которой он перешел по наследству от отца [Там же, с. 152]. Другой наборный пояс, мэнгумэ умали из металла и кожи (на пряжке чеканка с раститель- ными и геометрическими узорами), принадлежал ульчу Пучка из с. Удан, деду по материнской ли- нии А.К. Киле. Сохранилось семейное предание о том, что пояс был приобретен во время рыбалки или охоты на нерпу в Татарском проливе и передавался затем по наследству по мужской линии. Поскольку в 1937 г. отца и брата А.К. Киле репрессировали, пояс остался у матери, Ульяны Дани- ловны Даргачи, а затем перешел к сыну А.К. Киле [Там же, с. 152].

В подразделе «Украшения» опубликованы изображения 105 предметов, датированных в основном XIX — началом XX в. Здесь представлены серьги женские ушные сиэ сулчиктэ из металла, халцедона, стеклянной пасты, нефрита; носовые серьги сэндэхэ сиэ; металлические подвески ачи гакта иктэни — важный атрибут праздничных женских халатов; металлические браслеты. Центральным предметом в этой коллекции является украшение женское свадебное хосо XIX в. ручной работы из нефрита, стекла, которое экспонировалось на крупных этнографи- ческих выставках в Японии, Санкт-Петербурге [Там же, с. 178].

Ритуальная скульптура различного назначения, предметы шаманского костюма, бубны, амулеты, обереги, иконы Мио представлены в подразделе «Верования» (153 предмета). Они отражают ритуально-магический комплекс в традиционной культуре ульчей и являются компо- нентами промысловых, родовых, погребальных обрядов. Отдельно следует упомянуть нагруд- ник шамана конца XIX в. (ровдуга, металл, краситель; шитье, литье, тонирование), ритуальную деревянную посуду в форме птицы наму гасани нач. XX в., сэвэна Кальдяму конца XIX -- нача- ла XX в., входившего, по мнению информанта И.П. Росугбу, в арсенал сильного шамана. Риту- альная куртка из белой ткани с металлическими подвесками, относящаяся ко 2-й половине XX в., принадлежала ульчской шаманке Екатерине Гавриловне Оберталиной (1914–2005) и хранилась на чердаке ее дома в с. Дуди Ульчского района. Бытование у ульчей ритуальных практик в со- ветский период подтверждает также амулет-оберег жилища, выполненный из кожи рыбы, дере- ва и конского волоса, относящийся к середине XX в.

Завершают «Каталог этнографической коллекции» подразделы «Игрушки», куда вошло 102 предмета (плоскостные куклы хакуа из бумаги и ткани, деревянные фигурки в форме собак, лесных существ, игрушечные лук и стрелы, лодки, нарты), выполненные современными масте- рами по заказу музея, а также «Печатные издания», где представлены 10 книг разных лет, в том числе «Ульчские народные песни» (1067), Ульчско-русский словарь О.П. Суника (1987), проза А.Л. Вальдю (1960), стихи М.П. Дечули (1991) и др.

Особую ценность имеет раздел фотографий и негативов начала XX в. — 2004 г., где отра- жена повседневная жизнь ульчей: кадры, сделанные на рыбалке, в библиотеке, школе, во вре- мя концертов художественной самодеятельности. Отдельные снимки фиксируют технологии работы с природными материалами, фрагменты медвежьего праздника, портреты последних ульчских шаманов, художников, писателей, хореографов, педагогов. Авторы многих фотографий неизвестны, предположительно это корреспонденты местных газет, поскольку снимки отражают такие сюжеты, как выступление ульчского хора в с. Булава (1957), сельский праздник рыбака на острове Джадя (1971), собрание членов райисполкома (1970-е), а также портреты «Знатный ры- бак Ульчского района», «Даргачи Нина Даниловна — первая женщина-председатель сельсове- та», «Дявгада Дарья Ивановна, бригадир женского колхоза “Удыль”» и др.

Ценность представляет кадр «Ульч Питька Хаткен», снятый в 1929 г. в стойбище Кадаки П.М. Покровским — первым директором Хабаровского краевого музея, заложившим основы его этнографических коллекций, репрессированным в 1938 г. Часть фотографий сделана известным российским ученым Ю.А. Семом во время его экспедиций на Нижний Амур в 1950–1970-е гг. Цветные снимки 1999 г., запечатлевшие обряд «угощения» духа-хозяина воды, этапы изготовления традиционной ульчской лодки и ее спуск на воду, современные мастера с. Булава, поступили от японского исследователя К. Оцука. Прекрасные портреты жителей Ульчского района принад- лежат дальневосточному фотографу В.Н. Токарскому, в объектив которого попали шаманка Индяка Вальдю (1991), солистка фольклорного ансамбля Дина Сергеевна Дяксул (1991), мас- тер по работе с берестой Н.К. Ходжер (1993), обычные жители национальных сел Булава, Сав- винское. Фотографом В.А. Спидленом зафиксированы фрагменты медвежьего праздника в с. Булава, проводившегося ульчами в 1992 г. в последний раз. Часть фотографий сделана во время экспедиций сотрудников Гродековского музея Т.В. Мельниковой (мастер изготовления одежды из рыбьей кожи З.А. Пластина за работой, материал и инструменты для пошива тради- ционной одежды из рыбьей кожи, изготовление антропоморфного сэвэна, типы жилища с. Богородского, портрет шаманки Н.И. Поповой ― 1988 г.), М.Ф. Буриловой (медведь для мед- вежьего праздника, Чимака Вальдю в национальном халате ― 1991 г.).

Завершает каталог «Ульчи» подробный справочник 27 ульчских мастеров разных поколе- ний, через персоналии которых можно проследить процесс передачи традиционных знаний. Так, технологиями плетения ульчских поясов, сохраняемыми в советское время З.А. Пластиной (1911–1992), сегодня владеет ее внучка Ю.А. Чижик (1961 г.р.) и передает свои знания следую- щим поколениям.

Изданный при финансовой поддержке компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» каталог «Уль- чи», на подготовку которого ушло несколько лет кропотливой работы сотрудников Гродековско- го музея, представляет неоспоримую ценность для музейных и научных работников, поскольку дает возможность познакомиться с ранее недоступными вещевыми и фотоколлекциями по ульчской культуре и может служить источником при проведении сравнительно-этнографиче- ских, историко-этнографических, музееведческих и иного рода исследований. Каталог пред- ставляет интерес и для широкой читательской аудитории, прежде всего дальневосточной. Он, несомненно, будет востребован и как одно из справочных пособий при знакомстве ульчей с ис- торией и культурой своего народа.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Арсеньев В.К. Каталог «Орочи-удэhе» Гродековского музея (1913 г.) / Ред.-сост. Т.В. Мельникова. Ха- баровск: Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И. Гродекова, 2005. 90 с.

Лебедева В.В. Негидальская коллекция Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова. Хабаровск: Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И. Гродекова, 2011. 127 с.

Любимова Н.С. Новые каталоги коллекций Хабаровского краевого музея // Сибирские исторические исследования. Томск: Издательский Дом ТГУ, 2019. No 2. С. 208–212.

Иващенко Л.Я. , Киле Н.Б., Смоляк А.В. (отв. ред.). История и культура ульчей в XVII–XX вв.: Истори- ко-этнографические очерки. СПб.: Наука, 1994. 177 с.

Малакшанова В.Б., Муллоянова О.Х., Осипова М.В., Пересыпкина К.Е., Титорева Г.Т. Ульчи: Каталог коллекции из собрания Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова. Хабаровск: Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова, 2017. 320 с.

Марамзина А.М. Декоративно-прикладное искусство народов Дальнего Востока в собрании Сахалин- ского областного художественного музея. Южно-Сахалинск: Сахалинское кн. изд-во, 2000. 36 с.

Муллоянова О.Х. Кухонная утварь коренных народов Хабаровского края: Каталог коллекции из собрания ХКМ им. Н.И. Гродекова. Хабаровск: Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И. Гродекова, 2012. 133 с.

Патрушева Г.М. Каталогизация музейных коллекций в музеях Западной Сибири на современном эта- пе // Археологическое наследие Сибири и Центральной Азии: (Проблемы интерпретации и сохранения): Материалы междунар. конф. Кемерово, 2016. С. 325–330.

Рыгалова М.В., Рыгалов Е.В. Музейные коллекции как исторический источник: (Обзор отечественной историографии) // Известия АлтГУ. 2018. No 5 (103). С. 135–139.

Смоляк А.В. Ульчи: Хозяйство, культура и быт в прошлом и настоящем. М.: Наука, 1966. 290 с. Смоляк А.В. Шаман: Личность, функции мировоззрение: (Народы Амура). М.: Наука, 1991. 276 с. Титорева Г.Т. Сэвэны: Каталог культовой скульптуры из собрания ХКМ им. Н.И. Гродекова. Хаба-

ровск: Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И. Гродекова, 2012. 206 с.

178

Рецензия на каталог «Ульчи» из собрания Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова

E.V. Glebova

Theater Union of the Russian Federation Strastnoy bulvar, 10, Moscow, 107031, Russian Federation Institute of Ethnology and Аnthropology of the RAS Leninsky prosp., 32A, Moscow, 119334, Russian Federation E-mail: elena.glebova@mail.ru

Review of the catalog «Ulchi» from the collection of the Khabarovsk Regional Museum n.a. N.I. Grodekov

The article presents the analysis of the catalog «Ulchi» by the Khabarovsk Regional Museum n.a. N.I. Gro- dekov. The performance of the local museum is considered in the context of all-Russian experience of cataloging of the museum collections, which is of a particular importance for historical science. The author examines the program of scientific cataloging of the museum collections, featuring the traditional culture of almost all indigenous peoples of the Russian Far East. We conclude that the series of ethnographic catalogues of the museum has made a significant contribution to the Far East museum studies and ethnography. The new catalog «Ulchi» pre- sents the largest ethnographic collection of the museum, which characterizes the material and spiritual culture of one of the eight indigenous populations of the Lower Amur River Region — the Ulchi. The catalog includes 808 ethnographic artifacts — household items, clothes, fishing and hunting equipment, items of ritual culture, shaman- ism and family relations of the Ulchi (19th–21st c.). Specific sections include more than 300 photographs and nega- tives (19th–20th c.), as well as detailed background information. Some artifacts, such as ritual sculptures, shaman clothing and attributes, utensils for ritual rites, ancient devices for fishing etc., are published for the first time. The catalog was prepared by a large team of authors involving Ulchi craftsmen and linguists. The catalog «Ulchi» introduces new materials into scientific discourse, and it can serve as a source for comparative ethnographic, historical and museum studies analysis. It has been emphasized that the newly published catalog of the Kha- barovsk Regional Museum n.a. N.I. Grodekov allows representatives of this people to connect with their own cul- tural heritage; it contributes to the formation of their historical memory and identity.

Key words: the Lower Amur, Ulchi, traditional culture, scientific cataloging.

REFERENCES

Arsen'ev V.K. (2005). Catalog «Orochi-Udehe» of the Museum after N.I. Grodekov (1913). Khabarovsk: Ha- barovskij kraevoj kraevedcheskij muzej im. N.I. Grodekova. (Rus.).

Ivashchenko L.Y., Kile N.B., Smolyak A.V. (Eds.) (1994). History and culture of Ulchi in the XVII–XX centu- ries. St. Petersburg: Nauka. (Rus).

Lebedeva V.V. (2012). Negidal collection of the Khabarovsk territorial museum after N.I. Grodekov. Kha- barovsk: Habarovskij kraevoj kraevedcheskij muzej im. N.I. Grodekova. (Rus.).

Lyubimova N.S. (2019). New catalogs of collections of the Khabarovsk territorial museum. Sibirskie is- toricheskie issledovaniya, (2), 208–212. (Rus.).

Malakshanova V.B., Mulloyanova O.H., Osipova M.V., Peresypkina K.E., Titoreva G.T. (2017). Ulchi: Cata- log of the Khabarovsk territorial museum after N.I. Grodekov collection. Habarovsk: Habarovskij kraevoj kraeved- cheskij muzej im. N.I. Grodekova. (Rus.).

Maramzina A.M. (2000). Decorative and applied art of the peoples of the Far East in the collection of the Sakhalin territorial art museum. Yuzhno-Sakhalinsk: Sahalinskoe knizhnoe izdatel'stvo. (Rus.).

Mulloyanova O.H. (2012). The kitchen utensils of the indigenous peoples of the Khabarovsk region: The сatalog of the collection of the Khabarovsk territorial museum after N.I. Grodekov. Khabarovsk: Habarovskij kraevoj kraevedcheskij muzej im. N.I. Grodekova. (Rus.).

Patrusheva G.M. (2016). Cataloging collections in museums in Western Siberia at the contemporary stage. In: Arheologicheskoe nasledie Sibiri i Central'noj Azii: problemy interpretacii i sohraneniya (pp. 325–330). Ke- merovo: Kuzbassvuzizdat. (Rus.).

Rygalova M.V., Rygalov E.V. (2018). Museum collections as a historical source: (Review of Russian histori- ography). Izvestiya Аltajskogo gosudarstvennogo universiteta, (5), 135–139. (Rus.).

Smolyak A.V. (1966). Ulchi: Economy, culture and life in the past and present. Moscow: Nauka. (Rus.). Smolyak A.V. (1991). Shaman: Personality, functions, worldview. Moscow: Nauka. (Rus.).
Titoreva G.T. (2012). Catalog of cultic sculptures from the collection of the Khabarovsk territorial museum

named after N.I. Grodekov. Khabarovsk: Habarovskij kraevoj kraevedcheskij muzej im. N.I. Grodekova. (Rus.).

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. Accepted: 02.03.2020
Article is published: 05.06.2020.

Текст